Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с ФГОС СОО и учитываются межпредметные связи. Данная рабочая программа по информатике разработана на основе следующих нормативных документов примерной программы по информатике основного общего образования и УМК Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова Информатика 7, 8, 9 класс. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 7 класс: – Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. – Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. – Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 8 класс: – Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. – Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 9 класс: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. – Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. – Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 7 класс: – Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. – Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). 8 класс: – Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. – Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. – Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. – Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции). 9 класс: – Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. – Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 2 1. Предметные результаты 7 класс Человек и информация. Учащийся научится: o различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс и др.; o различать виды информации по способам восприятия человеком и по способам представления на материальных носителях; o раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; o приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; o определять какие существуют носители информации; o определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; o понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); o понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащийся получит возможность: o осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; o узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение Учащийся научится: o узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; o классифицировать файлы по типу и иным параметрам; o выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); o разбираться в иерархической структуре файловой системы; o осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; o научится систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера. Учащийся получит возможность: o узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров; 3. Текстовая информация и компьютер Учащийся научится: o описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; o кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; o способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); o определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); o основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). 3 Учащийся получит возможность: o - узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1. o сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста. 4. Графическая информация и компьютер Учащийся научится: o способам представления изображений в памяти компьютера; o понимать какие существуют области применения компьютерной графики; o определять назначение основных компонентов графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. o видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; o строить графические изображения с помощью средств графического редактора. Учащийся получит возможность: o использовать возможности графических редакторов в творческой деятельности, связанной с искусством. 5. Мультимедиа и компьютерные презентации Учащийся научится: o познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; o узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных; o создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. Учащийся получит возможность: o создавать презентацию сложной структуры в среде типовой программы. 1. 8 класс Передача информации в компьютерных сетях Учащийся научится: o проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; o базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач; o организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; o приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; Учащийся получит возможность: o познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.) участвовать в форумах в социальных образовательных сетях. 4 2. Информационное моделирование Учащийся научится: o анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); o перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; o выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; o строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. Учащийся получит возможность: o познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; o сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира. 3. Хранение и обработка информации в базах данных Учащийся научится: o проектировать и создавать однотабличные базы данных средствами конкретной СУБД; o выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; o формировать запросы на сортировку таблицы; добавлять и удалять записи; Учащийся получит возможность научиться: o проектировать и создавать многотабличные базы данных средствами конкретной СУБД. 4. Табличные вычисления на компьютере Учащийся научится: o записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; o переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; o использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; o производить сортировку таблицы; строить диаграммы; o создавать электронную таблицу для несложных расчетов. Учащийся получит возможность научиться: o исследовать имитационные модели в среде электронных таблиц; o использовать электронную таблицу для решения учебных задач. 9 класс 1. Управление и алгоритмы Выпускник научится: o составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; 5 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); o определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); o определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; o использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике o Выпускник получит возможность: o познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; o создавать алгоритмы для различных учебных исполнителей. 2. Введение в программирование Выпускник научится: o выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); o составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; o использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; o анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; o использовать логические значения, операции и выражения с ними; o записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: o познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; o создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; o познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения. 3. Информационные технологии и общество Выпускник научится: o основам соблюдения норм информационной этики и права; o определять в чем состоит проблема безопасности информации; o понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов o регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. Выпускник получит возможность научиться: o узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты; o узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; o получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ. 6 Содержание учебного курса. 7 класс общее число часов – 35 ч. 1. Введение в предмет 1 ч. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация 5 ч (4+1) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 ч (4+3) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6). Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. 5. Графическая информация и компьютер 5 ч (2+3) 7 Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации 7 ч (3+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. 7. Повторение. Обобщающий урок. – 1 ч. 8 класс Общее число часов: 35 ч. 1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. 2. Информационное моделирование 4 ч (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. 8 Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. 3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). 4. Табличные вычисления на компьютере 12 ч (7+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. 9 класс Общее число часов: 34 ч. 1. Управление и алгоритмы 10 ч (6+4) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). 2. Введение в программирование 20 (15+5) 9 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. 3. Информационные технологии и общество 4 (3+1) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс №№ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. №№ 1. 2. 3. 4. Наименование раздела Количество часов Введение в предмет 1 Человек и информация 5 Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 Текстовая информация и компьютер 9 Графическая информация и компьютер 5 Мультимедиа и компьютерные презентации 7 Повторение 1 Итого 35 Тематическое планирование курса «Информатика» 8 класс Наименование раздела и тем Передача информации в компьютерных сетях Информационное моделирование Хранение и обработка информации в базах данных Табличные вычисления на компьютере Итого Количество часов 8 4 10 12 34 Тематическое планирование курса «Информатика» 9 класс №№ 1. 2. 3. Наименование раздела и тем Управление и алгоритмы Введение в программирование Информационные технологии и общество Итого 10 Количество часов 10 20 4 34