РП по информатике 7-9 классы ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается
преемственность с ФГОС СОО и учитываются межпредметные связи.
Данная рабочая программа по информатике разработана на основе следующих нормативных
документов примерной программы по информатике основного общего образования и УМК
Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова Информатика 7, 8, 9 класс.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
7 класс:
– Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
– Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
– Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
8 класс:
– Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
– Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
9 класс:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
– Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
– Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
7 класс:
– Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
– Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).
8 класс:
– Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
– Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
– Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
– Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).
9 класс:
– Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
– Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
2

1.

Предметные результаты
7 класс
Человек и информация.

Учащийся научится:
o
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс и др.;
o
различать виды информации по способам восприятия человеком и по способам
представления на материальных носителях;
o
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в
системах различной природы;
o
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
o
определять какие существуют носители информации;
o
определять функции языка, как способа представления информации; что такое
естественные и формальные языки;
o
понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный
подход);
o
понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащийся получит возможность:
o
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
o
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
2.
Компьютер: устройство и программное обеспечение
Учащийся научится:
o
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках
этих устройств;
o
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
o
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
o
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
o
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
o
научится систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера.
Учащийся получит возможность:
o
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно
улучшить характеристики компьютеров;
3.
Текстовая информация и компьютер
Учащийся научится:
o
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них;
o
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
o
способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы
кодировки, текстовые файлы);
o
определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
o
основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать,
орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
3

Учащийся получит возможность:
o
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1.
o
сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста.
4.
Графическая информация и компьютер
Учащийся научится:
o
способам представления изображений в памяти компьютера;
o
понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
o
определять назначение основных компонентов графического редактора растрового
типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц,
ластика и пр.
o
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
o
строить графические изображения с помощью средств графического редактора.
Учащийся получит возможность:
o
использовать возможности графических редакторов в творческой деятельности,
связанной с искусством.
5.
Мультимедиа и компьютерные презентации
Учащийся научится:
o
познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
o
узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных;
o
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей
изображение, звук, анимацию и текст.
Учащийся получит возможность:
o
создавать презентацию сложной структуры в среде типовой программы.

1.

8 класс
Передача информации в компьютерных сетях

Учащийся научится:
o
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
o
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов
при решении учебных и внеучебных задач;
o
организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
o
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
Учащийся получит возможность:
o
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами;

познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации
(оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.)

участвовать в форумах в социальных образовательных сетях.
4

2.
Информационное моделирование
Учащийся научится:
o
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и
др.);
o
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
o
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
o
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Учащийся получит возможность:
o
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими
операциями с этими структурами;
o
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира.
3.
Хранение и обработка информации в базах данных
Учащийся научится:
o
проектировать и создавать однотабличные базы данных средствами конкретной
СУБД;
o
выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
o
формировать запросы на сортировку таблицы; добавлять и удалять записи;
Учащийся получит возможность научиться:
o
проектировать и создавать многотабличные базы данных средствами конкретной
СУБД.
4.

Табличные вычисления на компьютере

Учащийся научится:
o
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
o
переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи;
o
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации;
o
производить сортировку таблицы; строить диаграммы;
o
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учащийся получит возможность научиться:
o
исследовать имитационные модели в среде электронных таблиц;
o
использовать электронную таблицу для решения учебных задач.
9 класс
1.

Управление и алгоритмы

Выпускник научится:
o
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
5

выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
o
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
o
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
o
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике
o

Выпускник получит возможность:
o
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
o
создавать алгоритмы для различных учебных исполнителей.
2.
Введение в программирование
Выпускник научится:
o
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на
конкретном язык программирования с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление,
повторение, вспомогательные алгоритмы);
o
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном
языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
o
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
o
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
o
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
o
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
o
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями
со строковыми величинами;
o
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
o
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения.
3.
Информационные технологии и общество
Выпускник научится:
o
основам соблюдения норм информационной этики и права;
o
определять в чем состоит проблема безопасности информации;
o
понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных
ресурсов
o
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.
Выпускник получит возможность научиться:
o
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
o
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
o
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ.
6

Содержание учебного курса.
7 класс
общее число часов – 35 ч.
1.
Введение в предмет 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса
информатики.
2.
Человек и информация 5 ч (4+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы
редактирования.
3.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних
носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники
безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального
компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом
операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и
удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с
файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС;
использование антивирусных программ.
4.
Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста,
компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка
руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста;
работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с
нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков,
формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст
гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
5.

Графическая информация и компьютер 5 ч (2+3)
7

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная
графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора
растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования
рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде
редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом
процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их
обработка в среде графического редактора.
6.
Мультимедиа и компьютерные презентации 7 ч (3+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера;
понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные
презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания
презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию,
звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память;
запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер;
использование записанного изображения и звука в презентации.
7. Повторение. Обобщающий урок. – 1 ч.
8 класс
Общее число часов: 35 ч.
1.
Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции,
файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы
Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой
программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2.
Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные.
Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования.
8

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
3.
Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись,
поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними.
Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические
операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми
условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов
на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким
ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
4.
Табличные вычисления на компьютере 12 ч (7+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные
функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
9 класс
Общее число часов: 34 ч.
1.
Управление и алгоритмы 10 ч (6+4)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов
(процедур, подпрограмм).
2.

Введение в программирование 20 (15+5)
9

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип
данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль;
ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
3.
Информационные технологии и общество 4 (3+1)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие
об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и
правовые нормы в информационной сфере.
Тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс
№№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

№№
1.
2.
3.
4.

Наименование раздела

Количество
часов
Введение в предмет
1
Человек и информация
5
Компьютер: устройство и программное обеспечение
7
Текстовая информация и компьютер
9
Графическая информация и компьютер
5
Мультимедиа и компьютерные презентации
7
Повторение
1
Итого
35
Тематическое планирование курса «Информатика» 8 класс
Наименование раздела и тем
Передача информации в компьютерных сетях
Информационное моделирование
Хранение и обработка информации в базах данных
Табличные вычисления на компьютере
Итого

Количество
часов
8
4
10
12
34

Тематическое планирование курса «Информатика» 9 класс
№№
1.
2.
3.

Наименование раздела и тем
Управление и алгоритмы
Введение в программирование
Информационные технологии и общество
Итого

10

Количество
часов
10
20
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».