Функциональная грамотность

kartinka-funkcionalnaja-gramotnost-1.jpg

Что такое «функциональная грамотность»?

 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

 

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.Хочу такой сайт

  

Составляющие функциональной грамотности

 

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

План мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ .pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность презентация.pdf (скачать) (посмотреть)

День функциональной грамотности

18.05.2022

18 мая в нашей школе прошел день функциональной грамотности в 2-8 классах. В течение учебного дня было проведено 10 мероприятий по разным направлениям: математическая грамотность, финансовая грамотность, естественно-научная грамотность, читательская грамотность и креативное мышление. На всех уроках присутствовала администрация школы.  

В рамках дня функциональной грамотности одним из мероприятий стал урок в 8 классе по теме «Лекарство от изжоги», который провела учитель химии Бараковская Ирина Александровна в рамках реализации мероприятий по естественно-научной грамотности. Ребята разобрали состав известных препаратов, на практике провели реакции нейтрализации избытка соляной кислоты при изжоги и предложили варианты веществ для нейтрализации кислот, использующихся в быту. 

Бараковская3.jpg


Бараковская2.jpg


Бараковская1.jpgТакже по естественно-научной грамотности урок в 6а классе по теме: «Условия прорастания семени» провела учитель биологии Анпилогова Клавдия Ивановна. Ребята совместно с учителем определили все условия прорастания семени, а также смогли правильно выполнить все задания.
Хочу такой сайт

Анпилогова1.jpg


Анпилогова2.jpg

По финансовой грамотности уроки прошли во 2а и 8а классах. Классный руководитель 2а класса Скачкова Евгения Викторовна на уроке математики с учащимися разобрали задания о доходах и расходах семьи. Урок прошел увлекательно и познавательно, ребята смогли правильно распределить доходы семьи, посчитать остаток и предложить варианты его распределения. 

Скачкова1.jpg
Скачкова2.jpg

Учитель математика Пронченкова Анна Ивановна  познакомила учащихся 8а класса с таким понятием, как мошенничество в интернет-магазине. Ребята разобрали способы обнаружения махинаций, а также предложили свои варианты целесообразных затрат. В конце урока ребята с учителем дискуссировали о том, как не попасть «на удочку» к мошенникам. Каждый учащийся смог предложить правильные действия для разоблачения мошенничества.

Пронченкова1.jpg

Пронченкова2.jpg

Пронченкова3.jpg

Уроки математической грамотности также прошли в начальной и средней школе. На 3 уроке с заданиями математической грамотности познакомились учащиеся из 3а класса. Классный руководитель Курбакова Наталья Ивановна предложила ребятам сравнить стоимость покупок к праздничному столу в разных магазинах. Ребята с большим интересом посчитали стоимость покупок во время скидок и пришли к выводу, что прежде чем что-то купить, лучше сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. 

Курбакова1.jpg
Курбакова2.jpg
Курбакова3.jpg

На 6 уроке фрагмент математической грамотности был разобран на уроке в 7а классе. Леонова Наталья Ивановна разобрала с ребятами решение задач на практике (поиск углов строящегося дома, перевод из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия, частота пульса при физической нагрузки, зависимость нормы пульса от возраста и другие).

Леонова1.jpg

Леонова2.jpg

Широко применяемым направлением в урочной деятельности стала читательская грамотность. Урок на тему «Доброта и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»» провела учитель русского языка и литературы Михайлова Оксана Ивановна, которая использовала на уроке метод шести шляп. Прочитав текст, ребята с легкостью смогли порассуждать о главных героях и их поступках, о положительных и отрицательных качествах, смогли выразить свое отношение как к самому произведению, так и к главным героям. Наличие шляп во время урока способствовало концентрации внимания на главных этапах урока.  

Михайлова1.jpg
Михайлова2.jpg
Михайлова3.jpg

В 4 классах фрагменты читательской грамотности ребята разобрали на уроке иностранного языка, которые провели Хоменко Галина Александровна и Белова Любовь Алексеевна. Педагоги в начале урока вспомнили лексику и грамматику по темам «Еда» в 4а классе и «Мой сосед-повар» в 4б классе. Ребята смогли прочитать тексты по выбранным темам, кратко их пересказать, порассуждать о любимой еде и о национальных блюдах в других странах. 

Белова1.jpg
Белова2.jpg
Белова3.jpg

В 5а классе учитель русского языка и литературы Яроцкая Юлия Сергеевна разобрала с ребятами задания по читательской грамотности, используя несколько типов текста: статья, интервью и карта с описанием путешествий. Ребятам надо было понять в чем смысл каждого текста, порассуждать и назвать несколько причин происходящего. Больше всего ребятам понравилось задание с интервью, они научились сопоставлять действия, происходящие в тексте с реальными историями из жизни.

Яроцкая1.jpg

Яроцкая2.jpg

В завершении мероприятий по формированию функциональной грамотности у школьников прошло методическое совещание, на котором все педагоги, проводившие уроки по функциональной грамотности, поделились опытом работы в своем направлении, рассказали о заданиях, которые ребятам даются легко и сложно, пришли к выводу в каком направлении необходимо работать дальше. Заместитель директора по УВР Бараковская И.А. продемонстрировала итоги мониторинга по функциональной грамотности учащихся 5-8 классов. Решением методического совещания стало увеличение использования в урочной деятельности заданий по формированию функциональной грамотности, а также проведение повторного мониторинга в конце 1 четверти 2022-2023 учебного года.

МС.jpg

МС

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».