Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
18.05.2022
18 мая в нашей школе прошел день функциональной грамотности
в 2-8 классах. В течение учебного дня было проведено 10 мероприятий по разным
направлениям: математическая грамотность, финансовая грамотность,
естественно-научная грамотность, читательская грамотность и креативное
мышление. На всех уроках присутствовала администрация школы.
В рамках дня функциональной грамотности одним из мероприятий стал урок в 8 классе по теме «Лекарство от изжоги», который провела учитель химии Бараковская Ирина Александровна в рамках реализации мероприятий по естественно-научной грамотности. Ребята разобрали состав известных препаратов, на практике провели реакции нейтрализации избытка соляной кислоты при изжоги и предложили варианты веществ для нейтрализации кислот, использующихся в быту.
Также по естественно-научной
грамотности урок в 6а классе по теме: «Условия прорастания семени» провела
учитель биологии Анпилогова Клавдия Ивановна. Ребята совместно с учителем определили
все условия прорастания семени, а также смогли правильно выполнить все задания.
По финансовой грамотности уроки прошли во 2а и 8а классах. Классный руководитель 2а класса Скачкова Евгения Викторовна на уроке математики с учащимися разобрали задания о доходах и расходах семьи. Урок прошел увлекательно и познавательно, ребята смогли правильно распределить доходы семьи, посчитать остаток и предложить варианты его распределения.
Учитель
математика Пронченкова Анна Ивановна познакомила
учащихся 8а класса с таким понятием, как мошенничество в интернет-магазине.
Ребята разобрали способы обнаружения махинаций, а также предложили свои
варианты целесообразных затрат. В конце урока ребята с учителем дискуссировали
о том, как не попасть «на удочку» к мошенникам. Каждый учащийся смог предложить
правильные действия для разоблачения мошенничества.
Уроки математической грамотности также прошли в начальной и средней школе. На 3 уроке с заданиями математической грамотности познакомились учащиеся из 3а класса. Классный руководитель Курбакова Наталья Ивановна предложила ребятам сравнить стоимость покупок к праздничному столу в разных магазинах. Ребята с большим интересом посчитали стоимость покупок во время скидок и пришли к выводу, что прежде чем что-то купить, лучше сравнить цены и выбрать оптимальный вариант.
На 6 уроке фрагмент математической грамотности был разобран на уроке в
7а классе. Леонова Наталья Ивановна разобрала с ребятами решение задач на
практике (поиск углов строящегося дома, перевод из шкалы Фаренгейта в шкалу
Цельсия, частота пульса при физической нагрузки, зависимость нормы пульса от
возраста и другие).
Широко применяемым направлением в урочной деятельности стала читательская грамотность. Урок на тему «Доброта и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»» провела учитель русского языка и литературы Михайлова Оксана Ивановна, которая использовала на уроке метод шести шляп. Прочитав текст, ребята с легкостью смогли порассуждать о главных героях и их поступках, о положительных и отрицательных качествах, смогли выразить свое отношение как к самому произведению, так и к главным героям. Наличие шляп во время урока способствовало концентрации внимания на главных этапах урока.
В 4 классах фрагменты читательской грамотности ребята разобрали на уроке иностранного языка, которые провели Хоменко Галина Александровна и Белова Любовь Алексеевна. Педагоги в начале урока вспомнили лексику и грамматику по темам «Еда» в 4а классе и «Мой сосед-повар» в 4б классе. Ребята смогли прочитать тексты по выбранным темам, кратко их пересказать, порассуждать о любимой еде и о национальных блюдах в других странах.
В 5а классе учитель
русского языка и литературы Яроцкая Юлия Сергеевна разобрала с ребятами задания
по читательской грамотности, используя несколько типов текста: статья, интервью
и карта с описанием путешествий. Ребятам надо было понять в чем смысл каждого
текста, порассуждать и назвать несколько причин происходящего. Больше всего
ребятам понравилось задание с интервью, они научились сопоставлять действия,
происходящие в тексте с реальными историями из жизни.
В завершении мероприятий по формированию функциональной
грамотности у школьников прошло методическое совещание, на котором все
педагоги, проводившие уроки по функциональной грамотности, поделились опытом
работы в своем направлении, рассказали о заданиях, которые ребятам даются легко
и сложно, пришли к выводу в каком направлении необходимо работать дальше.
Заместитель директора по УВР Бараковская И.А. продемонстрировала итоги
мониторинга по функциональной грамотности учащихся 5-8 классов. Решением
методического совещания стало увеличение использования в урочной деятельности
заданий по формированию функциональной грамотности, а также проведение
повторного мониторинга в конце 1 четверти 2022-2023 учебного года.