Программа ДО Основы финансовой грамотности.docx

Пояснительная записка
Особенности курса
Курс «Финансовая грамотность» для 8 классов разработан с учётом возрастных
особенностей обучающихся, 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую
дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим
заработком и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства
произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые
сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов,
развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.
Учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря
развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном
возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе
обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только
умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы
самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой
жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях
финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант
решения материальных проблем семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем
в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета
семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное
внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как
на электронных, так и на твёрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта
действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по
сравнению с предыдущими классами).

Цели и задачи
Цели: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8 классов
посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих
важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи: научить школьников: использовать свои активы наилучшим образом. В идеале
все виды капитала должны работать на человека, т.е. приносить доход или удовлетворять
те потребности, которые действительно необходимы; планировать и контролировать
доходы и расходы. При этом нужно не только финансировать свои расходы, но и
постепенно создавать сбережения для реализации досрочных целей; Применять

финансовые инструменты (депозиты, кредиты, платёжные карты, страховки и т.д.) в
разных жизненных ситуациях. Это поможет учащимся эффективно достигать личных
финансовых целей, связанных с управлением расходами, защитой от рисков, получением
дохода от инвестиций. Главная задача – прививать учащимся критическую оценку
финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков и делать осознанный
выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и преумножения личного финансового
благополучия.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности,
возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социальноэкономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей
Родины.
Метапредметные результаты:
познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её
решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового
поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
оценивать последствия своих действий и поступков.
регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере,
выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том
числе в области распоряжения личными финансами.

коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам
(управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски,
сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из
различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент),
факты.
Предметные результаты:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями: ¸ о структуре денежной массы; ¸ о структуре доходов населения
страны и способах её определения; ¸ о зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи; ¸ о статьях семейного и личного бюджета и способах их
корреляции; ¸ об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц; ¸ о возможных нормах сбережения; ¸ о способах государственной
поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; ¸ о видах страхования;
¸ о видах финансовых рисков; ¸ о способах использования банковских продуктов для
решения своих финансовых задач; ¸ о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России
Тематический план
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий. Каждый модуль имеет определённую логическую
завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера
финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми
сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного
материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме
проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д. В
тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество
часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой
грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации
практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и
текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в
контрольных измерительных материалах (КИМ).
Номер
темы/блока
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3

Название темы/блока

Кол-во часов

Управление денежными средствами семьи
Способы повышения семейного благосостояния
Риски в мире денег

9ч
6ч
6ч

Модуль 4
Модуль 5
ИТОГО

Семья и финансовые организации: как сотрудничать
без проблем
Человек и государство: как они взаимодействуют

8ч
6ч
35ч

Содержание курса
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Понятия :
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный
бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике,
способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов
населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и
доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного
бюджетов.
Ученик научится:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и
карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить
устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к
финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Ученик получит возможность:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так
и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения
дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Понятия:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных
норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Ученик научится:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях
жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Ученик получит возможность:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других
финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег.
Понятия:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в
случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также
представление о способах сокращения финансовых рисков.
Ученик научится:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно
изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления
рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Ученик получит возможность:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;ЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Понятия:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у
банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения
бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет
на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Ученик научится:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми
приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а
также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Ученик получит возможность:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию
малого (в том числе семейного) бизнеса;
• находить информацию об изменениях курсов валют рассчитывать издержки, доход,
прибыль;

• переводить одну валюту в другую;
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также
угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Понятия:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые),
способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Ученик научится:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание
негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по
программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо
заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления
накоплениями в сети Интернет.
Ученик получит возможность:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой
карьеры.

Тематическое планирование «Финансовая грамотность».
Номер
занятия
Модуль 1
Тема 1.
1
2
Тема 2
3
4

Название занятия
Управление денежными средствами семьи
Происхождение денег
Деньги: что это такое
Что может происходить с деньгами и как это
влияет на финансы вашей семьи
Источники денежных средств семьи
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные доходы

Форма
занятия
9ч
2ч
Л/П
Л/П
2ч
Л/П
Л/П

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч

Тема 3.
5
6
Тема 4.
7
8
9
Модуль 2
Тема 5.

10
11
Тема 6.
12
13
14
15
Модуль 3.
Тема 7.
16
17
18
Тема 8.
19
20
21
Модуль 4.
Тема 9.
22
23
Тема 10.
24
25
Тема 11
26
27

Контроль семейных расходов
Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные
расходы»
Построение семейного бюджета
Что такое семейный бюджет и как его построить
Как оптимизировать семейный бюджет
Обобщение результатов работы, представление
проектов, тестовый контроль
Способы повышения семейного благосостояния
Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых организаций

2ч
Л

1ч

ЗП

1ч

3ч
Л/П
Л/П
КЗ/П

1ч
1ч
1ч

Для чего нужны финансовые организации
Как увеличить семейные доходы с
использованием финансовых организаций С / П 1
Финансовое планирование как способ повышения
финансового благосостояния
Для чего необходимо осуществлять финансовое
планирование
Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах
Представление проектов
Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль КЗ
Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка,
потеря кормильца
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря
работы, природные и техногенные катастрофы
Чем поможет страхование Л / П
Финансовые риски
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Представление проектов, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем
Банки и их роль в жизни семьи
Что такое банк и чем он может быть полезен
Польза и риски банковских карт
Собственный бизнес
Что такое бизнес
Как создать своё дело
Валюта в современном мире
Что такое валютный рынок и как он устроен
Можно ли выиграть, размещая сбережения в
валюте

Л/П
С/П

6ч
2ч
1ч
1ч

4ч
Л/П

1ч

Л/П

1ч

ЗП
КЗ

1ч
1ч

6ч
3ч
Л/П

1ч

Л/П

1ч

Л/П
2ч
Л/П
Л/П
ЗП/КЗ

1ч
1ч
1ч
1ч

8ч
2ч
Л/П
Л/П
2ч
Л/П
Л/П
4ч
Л/П
Л/П

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

28
29
Модуль 5.
Тема 12
30
31
Тема 13.
32
33
34
35

Представление проектов
Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Человек и государство: как они
взаимодействуют
Налоги и их роль в жизни семьи
Что такое налоги и зачем их платить
Какие налоги мы платим
Пенсионное обеспечение и финансовое
благополучие в старости
Что такое пенсия и как сделать её достойной
Представление проектов
Представление проектов
Итоговый контроль знаний
ИТОГО

ЗП
КЗ

1ч
1ч

6ч
2ч
Л/П
Л/П
4ч
Л/П
ЗП
ЗП
КЗ

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
35ч

Используемые обозначения:
Л –лекции-беседы; П – практикум; ЗП – занятия-презентация учебных достижений;
КЗ – контроль знаний; С – самооценка (рефлексия).

Используемая литература:
1.Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 8-9 кл. общ.обр.орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
метериалы для учащихся. 8-9 кл. общ.обр.орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.http://ecsocman.hse-Федеральный образовательный портал «Экономика.
Социология. Менеджмент».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».