1. Пояснительная записка Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и актвлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Актуальность программы обусловлена совершенствованием форм работы по повышению уровню знаний по правилам дорожного движения. Главным всегда остается сохранение человеческой жизни. Именно для этого и реализуется программа «Юные инспектора движения», в которой дети объединяются с одной общей целью – снижение дорожно-транспортного травматизма. Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Программа решает следующие задачи: сообщение знаний о правилах движения на проезжей части; обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика; привитие умения пользоваться общественным транспортом; ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части; воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения; воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 2 года, из расчета 1 час в неделю. Основные принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. 5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Условия реализации программы Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: тематические занятия игровые тренинги разбор дорожных ситуаций на настольных играх экскурсии конкурсы, соревнования, КВН, викторины изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет разработка проектов по ПДД встреча с работниками ГИБДД просмотр видеофильмов Сроки реализации программы 01.09.2021 – 31.08.2023 2. Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Личностные УУД: учиться личностно, профессионально, жизненно самоопределяться устанавливать между учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется учиться этически оценивать усваиваемое содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы Выполнение задач стоящих перед программой позволит: 1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МОУ СОШ №3. 2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД 3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований). 4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения) 5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; 6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; 7. Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения; 8. Повысить дорожную грамотность учащихся; 9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; 10. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге. В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 5-го и 6-го класса научатся определять: опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Правила: перехода улиц и дорог по сигналам светофора; перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми); движения группы детей в сопровождении взрослых; этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. Учащиеся 5-го класса получат возможность научиться: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов); правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. Учащиеся 5-го класса, кроме перечисленного выше, научатся следующим правилам: перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями. Учащиеся 5-го класса получат возможность научиться: переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта; ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. Учащиеся 5-го класса научатся: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит; А также получат возможность научиться: переходу дорог с двусторонним и односторонним движением; переходу улиц и дорог при высадке из общественного транспорта; переходу железной дороги. Учащиеся 5-го класса научатся: ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей; переходить железнодорожные пути; переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта. Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся 5-6-го классов: устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь); понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать; самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Формы и методы контроля: организация тестирования и контрольных опросов по ПДД; проведение викторин, смотров знаний по ПДД; организация игр-тренингов; анализ результатов деятельности. 3. Учебно-тематический план 1 года обучения № 1 1.1. 2 2.1. 2.2. 2.3. Дата проведения Теоретическая часть Количество часов Теория Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка Правила дорожного движения Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации Практика Всего часов - 1 1 1 40 1 1 1 - 1 1 1 2 2. 4. 2.5. 2.6. 2.7 2.8 2.9 Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу? Элементы улиц и дорог. Регулируемый перекрёсток Нерегулируемый перекрёсток Правила движения велосипедистов, мопедиста 1 1 1 1 1 1 2.10. Перевозка людей и груза велосипеде и мототранспорте на 1 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. Фигурное вождение велосипеда. Дорожная разметка. Правила пользования транспортом На железной дороге. Движение по загородной дороге 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 - 2.18. 3 3.1. 3.2. 3.3. Дорожные ловушки Первая медицинская помощь Ожоги, обморожения Виды кровотечений. Остановка кровотечений Транспортировка пострадавших Переломы 3.4. Творческие мероприятия Подготовка агитвыступления ИТОГО 2 года обучения 4 № Дата проведения 1 2.3. 2.4 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 2.18. 3 1 1 1 2 9 1 1 1 1 1 1 4 1 2 34 Теоретическая часть 3 34 Количество часов Теория 1 2 2.1. 2.2. - Всего часов Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка ЮИД. Правила дорожного движения Основные понятия и термины ПДД 1 1 Права, обязанности ответственность 1 1 участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные 1 1 средства информации Правила движения пешехода Где и как переходить улицу Элементы улиц и дорог Регулируемый перекрёсток Нерегулируемый перекрёсток Правила движения велосипедиста, мопедиста. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте Движение группы пешеходов и велосипедистов Устройство велосипеда Фигурное вождение велосипеда Дорожная разметка Правила пользования транспортом На железной дороге Движение по загородной дороге Дорожные ловушки Первая медицинская помощь Практика 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 2 1 - 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4 4.1. 5 5.1. 5.2. 5.3. Ожоги и обморожения 1 1 Виды кровотечений 1 1 Транспортировка пострадавших 1 1 Травма головы, грудной клетки, 1 1 живота. Шок, обморок. 1 1 Переломы 1 1 Первичное реанимационное пособие 1 1 Виды и техника наложения повязок. 1 1 Медицинская аптечка 1 1 Страхование Основы страхования. 1 1 Пропаганда правил дорожного движения и детского дорожно-транспортного травматизма Подготовка и выступление 1 1 2 агитбригады. Подготовка плаката Участие в конкурсах ИТОГО 1 1 34 1 1 34 4. Содержание программы 1 года обучения 1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. 2. ПДД. 2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. 2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. 2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. 2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. 2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. 2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. 2.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. 2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. 2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. 2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. 2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. 2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. 2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. 2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. 2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. 3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. 3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. 3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). 3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). 3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. 4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД. 2 года обучения 1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. 2. ПДД. 2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. 2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. 2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. 2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. 2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. 2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. 2.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. 2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. 2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. 2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. 2.14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. 2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. 2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. 2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. 2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. 3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. 3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. 3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). 3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска) 3.4. Травма головы, грудной клетки, живота. Понятие травмы. ПМП при черепномозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота. 3.5. Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке, обмороке. 3.6. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. 3.7. Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях: 1. Пострадавший без сознания; 2. Обеспечение проходимости дыхательных путей (тройной приём Сафара); 3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»; 4. Проведение закрытого массажа сердца; 5. Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком; 6. Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя. 3.8. Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки: - при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная); - при травме глаза; на оба глаза; - при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная); - на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся); - при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо). 3.9. Медицинская аптечка, её предназначение. Применение лекарственных средств. 4 Страхование. Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров. 5. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД/ 5. Материально-техническое обеспечение - технические средства: 1. Компьютер 2. Проектор 3. Демонстрационный экран. 4. экранные, музыкальные пособия CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты. CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения 5. учебно-практическое оборудование Наглядные пособия: макет светофора; плакаты, сюжетные картинки; переносные знаки ДД; детский педальный транспорт (велосипед) светофоры, игрушки транспортные; Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: Форма ЮИД; игрушки транспортные; флажки для перехода улиц; планшеты с перекрестком; Дорожные знаки нагрудные и переносные - дополнительные материалы: слайдовые презентации, видеофильмы; раздаточный материал по теме; детская художественная, методическая литература 6. Список литературы 1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах 2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТЛТД, 1997г. 3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет.пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы 5. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы 6. Газета «Добрая дорога детства» 7. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г. 8. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 9. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 10. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе 11. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы» 12. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо 13. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение 14. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения 15. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г. 16. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. 17. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах.