Программа ДО "Юные исследователи"

Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов:
Актуальность программы обусловлена необходимостью приобретения
обучающимися опыта научно-исследовательской работы и осуществления
профориентационной работы.
Глобальные
изменения
в
информационной,
коммуникационной,
профессиональной и других сферах современного общества требуют
корректировки содержательных, методических, технологических аспектов
образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок
и педагогических средств.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных
учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской
деятельности обучающихся.1
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью
профориентационной работы с обучающимися. Имея такое большое значение в
жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой
достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для
организаторов.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение
обучающихся к научным исследованиям является особенно значимым на
заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся
важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе
теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание
окружающей действительности.
Организация исследовательской деятельности научного общества
«Потенциал» рассматривается как инновационная образовательная технология.
Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования,
развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей
научного сообщества в образовательную систему, средством выполнения и
развития интеллектуального потенциала общества.
Цель
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и
коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование
компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и
способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы,
которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
способах поиска необходимой для исследования информации; о способах
обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационнокоммуникативной, рефлексивной;

освоение
основных
компетенций:
ценностно-смысловой,
учебнопознавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей
обучающихся.
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- получение набора инструментов в виде концепций, помогающих понимать и
анализировать социальные процессы, происходящие в обществе.
- формирование у обучающихся универсального умения применять полученные
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать
действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю
группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
- формирование творческой развитой личности.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета
обучающимися
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и
развития следующих компетенций:
- учебно-познавательной,
- коммуникативной,
- исследовательской,
- информационной.
1.
Метапредметные результаты
учащиеся будут уметь:
- наблюдать;
- выбирать тему исследования;
- видеть и формулировать проблему;
- выдвигать 1 или 2 гипотезы;
- предлагать оригинальные решения;
учащиеся будут владеть:
- опытом поиска возможных вариантов решения;
- самостоятельно проводить исследования;
- навыками работы с компьютерными программами Word Excel Spss
Получат опыт участия:
- в публичных выступлениях
- опыт делового общения;
- презентации исследовательских результатов для сверстников, учителей и
родителей.
2.
Предметные результаты
Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть учащиеся к концу
обучения:
-выделение и постановка проблемы,
- выдвижение гипотезы,
- поиск и предложение возможных вариантов решения,

- сбор и анализ материала,
- обобщение полученных данных.
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы используются
следующие формы, методы, технологии обучения:
- здоровьесберегающая технология
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- развивающее обучение,
- информационная,
- игровое обучение,
- проектно - исследовательская деятельность
Содержание учебного курса (предмета)
№
п/п
1

1

2

Наименование
раздела
Содержание раздела
дисциплины
2
3
Раздел 1. Программа социологического исследования (13 час).
Прикладное социологическое исследование как система
методологических, методических и организационнотехнических
процедур.
Разработка
программы.
Формулировка темы. Получение нового знания.
Дефицит
информации.
Виды
исследований:
разведывательное, описательное и аналитическое
исследования. Социальные проблемы разного уровня
сложности.
Наблюдение,
анализ
документов,
Виды
эксперимент.
Точечное
исследование
(разовое).
исследований.
Монографическое
исследование.
Повторные
исследования. Сравнительный анализ изучаемого
явления или процесса. Лонгитюдные исследования.
Когортные исследования. Трендовые исследования.
Панельные исследования. Панель. Псевдопанель. Этапы
повторного сбора информации. Временные интервалы
для
проведения
повторного
исследования.
Длительность временного интервала между начальной и
повторной стадиями.
Структура
Основные
используемые
понятия.
Генеральная
программы.
совокупность. Выборочная совокупность (выборка).
Методологический Объем
выборки.
Репрезентативность.
раздел программы. Репрезентативность выборки. Проблемная ситуация.
Основные
Описание проблемной ситуации. Формулировка
компоненты
основной проблемы, определение цели. Задачи
методического
исследования. Объект изучения. Предмет исследования.
раздела
Интерпретация
базовых
понятий.
Гипотезы

программы.
Практикум
Составление
программы.

3

4

5

6

7

исследования. Обоснование выборки. Обоснование
методов сбора и анализа информации

План-график работы по проекту. Бюджет проекта 4
основных этапа исследования: разработка программы и
методического инструментария; формирование и
подготовка группы сбора первичной информации;
Структура
проведение пробного, пилотажного исследования,
программы.
внесение корректив в инструментарий; тиражирование
Организационный
инструментария
для
полевых
исследований
раздел программы.
фиксирование работы, расчет выборки, определение
времени и места опросов на местах, подготовка
собранного материала к компьютерной обработке
подготовка итогового отчета по проекту.
Измерение. Процедура измерений, математическая
Измерение
система. Числовая модель исследования. Социальный
явлений
и показатель. Индикаторы. Объективные и субъективные
процессов
характеристики
явлений.
Знаково-символические
общественной
средства,
средства
наблюдения
и
измерения,
жизни.
общественно значимые явления и процессы. Шкалы,
типы шкал, требования к шкалам.
Тест 1. Программа
социологического
исследования.
Раздел 2. Методы сбора информации (15 час).
Разновидности опроса: анкетирование; интервью,
социометрический опрос. Классификация опросов.
Анкетный опрос. Принципы конструирования анкеты.
Классификация вопросов, критерии: 1) по содержанию
2) по 3) по функции (основные и неосновные). БлокОпросные методы: вопросы «паспортичка», открытые и закрытые
анкетный опрос, (альтернативные и неальтернативные). Композиция
интервью,
вопросника.
экспертный опрос, Особенности и виды интервью: формализованное,
метод
фокус- полуформализованное
и
неформализованное.
групп,
Сравнение анкетирования и интервью. Характеристика
маркетинговые
обстановки интервью: тип обстановки, признаки
исследования.
обстановки.
Практикум.
Экспертный опрос. Отбор экспертов. Методы
самооценки и коллективной оценки.
Метод фокус – групп. Основные принципы проведения
фокус-групп.
Организация
дискуссии.
Качества
хорошего модератора:
Маркетинговое исследование.
Неопросные
Метод наблюдения. Основные характеристики научного

методы:
наблюдение,
анализ
документов,
эксперимент,
контент – анализ.
Практикум.

наблюдения: Преимущества и недостатки метода
наблюдения. Классификация наблюдений.
Метод анализа документов. Классификация документов
по способу фиксации информации и по степени
значимости.
Характеристики
методов
анализа
документов.
Метод социального эксперимента, экспериментальные
переменные. Виды экспериментов: параллельный,
последовательный, лабораторный, полевой.
Контент-анализ. Сфера использования контент-анализа.

Тест 2. Методы
сбора информации
Раздел 3. Обработка и анализ данных в социологических исследованиях
(42 час).
Первичная обработка результатов эмпирического
исследования.
Этапы
первичной
обработки
информации: кодирование, кодификатор, смысловые
группы.
Основные виды кодирования: сплошное, несплошное
кодирование, позиционные (автономные) кодирования.
Ряды распределения. Представление результатов
Обработка
исследования в виде абсолютных частотных
или
9 социологической
относительных рядов распределения, отражение их в
информации.
пропорциях, таблицах, диаграммах и графиках. Список
соответствия.
Учет
при
вычислении
среднестатистических величин. Выбор интервала
(равные
и
неравные)
определятся
задачами
исследования, Возрастающие или убывающие значения.
Расчет частот и процентов. Сведение полученных
данные в дискриптивные (одномерные, описательные)
таблицы.
Обработка
информации
с
помощью
ЭВМ.
Работа
в
Фиксирование положений ответов на каждый вопрос
программе SPSS.
анкеты. Позиции (колонки), перфокарта, магнитная
Заполнение базы
лента. Возможности статистической программы SPSS.
данных (данные и
База данных, набивка данных и переменных.
10 переменные).
Построение частотных таблиц, дескриптивные таблицы
Построение
и таблицы сопряженности. Одномерная, многомерная
графиков
и
таблицы. Выведение крреляции (коэффициент Пирсона,
таблиц.
Спирмана). Графическое отображение результатов
Практикум.
исследования. Правила процентирования.
Тест 3. Обработка
и анализ данных в
11
социологических
исследованиях.
12 Деловая игра.
«Я исследователь». Игра предполагает формирование
8

13

14

15

16

навыков делового общения, умение использовать
полученные знания на практике.
Методы статистического анализа. Особенности,
возможности и трудности применения методов
статистики. Правила, принципы, возможности и
трудности процентирования.
Основные
виды
кодирования
социологической
информации. Особенности корреляционного анализа.
Функции коэффициентов корреляции в анализе данных
собранной информации.
Анализ
и Факторный анализ. Специфика кластерного метода
обобщение
анализа. Отличия факторного и причинного методов
социологической
анализа данных. Лонглинейный анализ. Характеристика
информации.
регрессионного
анализа
информации.
Роль
Практикум.
качественного анализа социологической информации.
Изображение данных опроса в виде гистограммы.
Перечневая таблица, комбинационная таблица или
таблица
сопряженности.
Итоги
анализа
и
интерпретации данных. Формирование выводов,
предложений и рекомендаций на основе результатов
социологических
исследований.
Специфика
объяснений.
Интерпретация
социологического
исследования.
Работа
в
программе Еxcel.
Построение
Обработка информации с помощью ЭВМ. Построение
графиков
и графиков, диаграмм, гистограмм в программе Еxcel.
таблиц.
Практикум.
Оформление научных работ. Анализ информации с
Работа
в помощью ЭВМ. Составление отчета в программе Word/.
программе Word. Редактирование текста, графиков и таблиц. Перенос
Практикум.
графиков и таблиц в программу Word. Одновременная
работа с несколькими программами.
Презентации
Темы исследований выбираются обучающимися
самостоятельно
самостоятельно.
Педагог
выступает
в
роли
проведенных
консультанта.
исследований.

Обучающиеся должны знать:
основные направления и этапы развития общества
основные теоретические положения и ключевые понятия, категории и
инструменты всех разделов курса;
культурно-исторические особенности общества;
уметь:

анализировать процессы происходящие в социальной, культурной,
духовной сферах общества;
составлять проект социологического исследования,
владеть:

методологией социологического исследования;

методами и приемами анализа социальных явлений и процессов;

современными методами сбора и обработки данных для социологического
анализа

социально-личностными
качествами:
самостоятельностью;
коммуникабельностью; нравственностью; гражданской ответственностью;
моральными принципами; интеллектом; креативностью.
Тематическое планирование

№
п/п

1

2

3
4
5

6

7
8

Наименование раздела
дисциплины

Теоретические Практические Всего
занятия
занятия
Количество часов

Раздел 1. Программа социологического исследования
Виды исследований.
2
Структура
программы.
Методологический
раздел
программы.
Основные
4
2
компоненты
методического
раздела программы. Практикум.
Составление программы.
Структура
программы.
Организационный
раздел
2
программы.
Измерение явлений и процессов
2
общественной жизни.
Тест
№1
Программа
1
социологического исследования
Раздел 2. Методы сбора информации
Опросные методы: анкетный
опрос, интервью, экспертный
опрос,
метод
фокус-групп,
4
4
маркетинговые исследования.
Практикум.
Неопросные
методы:
наблюдение,
анализ
3
3
документов,
эксперимент,
контент – анализ. Практикум.
Тест№2
Методы
сбора
1

2

6

2
2
1

8

6
1

9

10

11
12
13
14
15
16

информации.
Раздел 3. Обработка и анализ данных в социологических исследованиях
Обработка
социологической
2
2
информации.
Работа в программе SPSS
Заполнение
базы
данных
(данные
и
переменные).
10
10
Построение графиков и таблиц.
Практикум.
Тест №3 Обработка и анализ
данных в социологических
1
1
исследованиях.
Деловая игра.
1
1
Работа в программе Еxcel.
Построение графиков и таблиц.
5
5
Практикум.
Работа в программе Word.
5
5
Практикум.
Анализ
и
обобщение
социологической информации.
8
8
Практикум.
Презентации
самостоятельно
10
10
проведенных исследований.
Итого
22
48
70
Материально-техническое обеспечение

Компьютерный класс, обеспечивающий возможность просмотра
видеоматериалов и презентаций, а так же работы в программах Word, табличный
процессор MS Excel, SPSS, доступ к ресурсам Интернет и системе управления
учебными курсами Moodle.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Официальный сайт Института социологии РАН - http://www.sociologyinstitute.ru
Федеральный
образовательный
портал
«Информационнокоммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru.

Интенет-ресурсы

http://fp.edu.ru. (Интернет-справочник «Все об учебниках»)

www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)

http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)

http://www.drofa.ru.(издательство «Дрофа»)

http://www.russkoe-slovo.ru. (издательство «Русское слово»)

http://www.prosv.ru. (издательство «Просвещение»)

http://www.vgf.ru. (издательство «Вентана-Граф»)


http://www.socsciresearch.com/Исследовательские ресурсы для
общественных наук:

http://www.cf.ac.uk/socsi/CAMSIS/index.html Проект CAMSIS международная исследовательская программа, осуществляющая сравнительный
анализ процессов социального взаимодействия и социальной стратификации в
межстрановом разрезе.
http://clcwebjournal.icaap.org/ Электронный академический журнал
«Сравнительная литература и культура»
Список литературы
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся
исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности
учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
2. Арцев М. Н.Учебно-исследовательская работа учащихся: методические
рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. №6. - С.4-30.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской
культуры XX века. М., 1991.
Леонтович А. В. Программа профессионального дополнительного образования
«Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного
образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
4. НинбургЕ.А. Технология научного исследования. Методическиерекомендации.
– СПб.,2000. – 28с.
5. НинбургЕ.А. Технология научного исследования. Программа курса. –
СПб.,2000. – 20с.
6. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ
дополнительного образования детей. Номинации: эколого-биологическая,
социально -педагогическая. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 200 с.
7 Прокофьева Ю.В. Социологические исследования: планирование и
проведение». Учебно –методическое пособие Новомосковск, 2012.- 80с.
8
Журнал «Социологические исследования» - http://www.isras.ru/socis.htm
9
Журнал «Наука и образование» - http://www.technomag.edu.ru

06.09

Календарно-тематическое планирование
Виды исследований.

1 ч.

13.09

Структура программы. Методологический раздел
программы. Основные компоненты методического раздела
программы.

1 ч.

20.09

Структура программы. Методологический раздел
программы. Основные компоненты методического раздела
программы

1 ч.

27.09

Практикум. Составление программы.

1 ч.

04.10

Структура программы. Организационный раздел программы. 1 ч.

11.10

Измерение явлений и процессов общественной жизни.

1 ч.

18.10

Тест №1 Программа социологического исследования.

1 ч.

25.10

Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный
опрос, метод фокус-групп, маркетинговые исследования.
Практикум.

1 ч.

08.11

Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный
опрос, метод фокус-групп, маркетинговые исследования..

1 ч.

15.11

Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный
опрос, метод фокус-групп, маркетинговые исследования.
Практикум

1 ч.

22.11

Неопросные методы: наблюдение, анализ документов,
эксперимент, контент – анализ.

1ч

29.11

Неопросные методы: наблюдение, анализ документов,
эксперимент, контент – анализ. Практикум

1 ч.

06.12

Неопросные методы: наблюдение, анализ документов,
эксперимент, контент – анализ. Практикум..

1ч

13.12

Тест№2 Методы сбора информации.

1 ч.

20.12

Обработка социологической информации.

1 ч.

27.12

Работа в программе SPSS Заполнение базы данных (данные 1 ч.
и переменные). Построение графиков и таблиц

10.01

Работа в программе SPSS Заполнение базы данных (данные и 1 ч.
переменные). Построение графиков и таблиц. Практикум

17.01

Работа в программе SPSS Заполнение базы данных (данные и 1 ч.

переменные). Построение графиков и таблиц. Практикум.
24.01

Работа в программе SPSS Заполнение базы данных (данные и 1 ч.
переменные). Построение графиков и таблиц. Практикум..

31.01

Тест №3 Обработка и анализ данных в социологических
исследованиях.

1 ч.

07.02

Деловая игра.

1 ч.

14.02

Работа в программе Еxcel. Построение графиков и таблиц

1 ч.

21.02

Работа в программе Еxcel. Построение графиков и таблиц.
Практикум

1ч

28.02

Работа в программе Еxcel. Построение графиков и таблиц.
Практикум.

1 ч.

07.03

Работа в программе Word

1 ч.

14.03

Работа в программе Word. Практикум

1 ч.

28.03

Опросные методы: анкетный опрос, интервью, экспертный
опрос, метод фокус-групп, маркетинговые исследования

1 ч.

04.04

Анализ и обобщение социологической информации.
Практикум.

1 ч.

11.04

Анализ и обобщение социологической информации.
Практическое занятие

1 ч.

18.04

Анализ и обобщение социологической информации.
Практика

1 ч.

25.04

Презентации самостоятельно проведенных исследований

1 ч.

16.05

3.19 Презентации самостоятельно проведенных
исследований.

1 ч.

23.05

Презентации самостоятельно проведенных исследований.
Защита

1ч

30.05

Работа в программе Word. Практикум.

1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».