Программа ДО РКИ

Дополнительная образовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«Русский язык как иностранный»
Возраст 7-11 лет
Срок реализации 4 года
Разработчик: учитель Кабулова Д. А.

г. Балабаново
2021 год

1. Пояснительная записка
Программа является актуальной и перспективной, т.к. должна обеспечить школьникам
благополучную адаптацию к русскоязычной среде, активизировать и обогатить словарь
учащихся, научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной
речи, расширить кругозор, сформировать коммуникативные умения и навыки.
Программа разделена на уровни:
Нулевой уровень -1 класс,
Начальный уровень – 2-3 класс,
Продвинутый уровень - 4 класс.
Распределение детей на уровни производится с помощью диагностики. То есть если
ребенок учится в 3 классе, но уровень его владения русским языком очень низок, то он
будет проходить 1 уровень.
Данная рабочая программа разработана на основе
Государственного стандарта по русскому языку как иностранному;
авторской "Программы по русскому языку как иностранному для детей 7- 11 лет .
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет,
на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран
по обучению иммигрантов государственному языку.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой
деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения
содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Цели программы:
Образовательные: направлены на обучение детей способам усвоения
общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских
слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся,
расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного
отношения к учебе.
Воспитательные: направлены на решение вопросов социализации и адаптации,
повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и
поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные: направлены на компенсацию отставания в речевом развитии,
накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы
заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные
особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
3. Освоение грамматической базы русского языка.
4. Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем
бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового

плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс
обучения.
5. Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для
адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
Адаптация учащегося к школьной среде
Конечная цель учебного курса - подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к
обучению в общеобразовательной школе. Согласно предлагаемой программе ребёнок
сначала учится говорить, а затем - читать и писать. Таким образом, аудирование и
говорение предшествуют чтению и письму.
Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение
суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурноязыковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая
и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого
уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной
деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной
российской школы.

2. Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства
межнационального общения и как инструмента познания окружающей действительности;
- способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в
школьной и повседневной жизни;
- понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным и
духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других
народов;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Метапредметные результаты:
- адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских
радиопередач, аудиозаписей и других форм информационных технологий);
- умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить
предложения;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым и видовым признакам;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;
-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на
вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
-умения и навыки бегло, осознанно и выразительно читать с подготовкой и без
подготовки, пересказывать текст кратко, выборочно;
-умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы
орфографические и пунктуационные правила;
-умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому
языку на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов);
- способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне
школы.
Предметные результаты:
- овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
- овладение диалогической формой речи;
- знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и
согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
- применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного
общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в
пределах усвоенной лексики, -пересказывать текст, составлять предложения по
картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты
(несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
3. Содержание учебного курса.
По конкретным видам речевой деятельности на протяжении всего курса формируются
следующие умения:
Аудирование:
-умение понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом
высказывании: определить основную и дополнительную информацию, вычленить
смысловые части (тип текста: сообщение, повествование, описание в рамках,
изученных тем с учётом лексико-грамматического материала данного уровня);
-умение в рамках знакомых социально-культурных сфер общения понять на слух
содержание диалогической речи и коммуникативные намерения его участников.
Говорение (в рамках перечисленных тем):
Монологическая речь:
-умение отвечать на вопросы;
-умение ставить вопросы;
Диалогическая речь:
-умение адекватно реагировать на реплики собеседника;

-умение инициировать диалог в соответствии с коммуникативной ситуацией и
общепринятыми и социально обусловленными нормами речевого этикета.
Нулевой уровень.
Первый этап прежде всего предполагает изучение и систематизацию лексики,
необходимой ребенку для повседневного общения, ориентации в городе, городских
учреждениях, транспорте, знакомство с этикетом. Поэтому занятия этого этапа
организуются на основе лексических тем.
Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение
материала с первых же шагов ведется на базе речевых конструкций (словосочетания,
высказывания) и текста.
При этом предпочтение отдается синтаксическим конструкциям, позволяющим
избегать употребления падежных форм. Это дает возможность активным образом
формировать у учащихся навыки продуцирования и восприятия речи на самых ранних
этапах обучения (используя формы только именительного падежа). Особое внимание при
построении каждого урока уделяется способам выражения логического и грамматического
субъекта и предиката, вариантам их согласования и распространения (в пределах,
возможных для данного этапа обучения). Введение в урок простейших текстов (которые
учащийся может не только воспроизводить, но и порождать самостоятельно) стимулирует
интерес учащегося к овладению языком, вселяет в него уверенность в успешности
дальнейшего обучения.
Так как работа на уровне предложения невозможна без изучения глагола, в первом
блоке учащиеся получают представление о глаголах 1 и 2 спряжения, знакомятся с классами
и группами глаголов (в практическом аспекте), употребляют глаголы в форме настоящего и
прошедшего времени. Параллельно с изучением глагола вводятся личные местоимения,
наречия (места, времени, образа действия, меры и степени, предикативные,
вопросительные), количественные числительные.
Одной из наиболее трудных для иностранных учащихся грамматических тем в
русском языке является категория рода. Так как это явление историческое и не может быть
объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики.
Поскольку без усвоения категории рода невозможно продвижение в изучении русской
грамматики даже на уровне соединения слов в словосочетание, уже в первом этапе
центральной темой, проходящей через весь этап обучения, является работа над усвоением
рода имени существительного (в именительном падеже), а также согласование
существительного с прилагательным (в форме именительного падежа единственного
числа).
Большое место в программе первого блока отводится работе над произношением,
интонацией, техникой чтения.
Наиболее типичными упражнениями на этом этапе являются упражнения чисто
грамматического характера, языковые игры, составление небольших текстов на основе
изучаемой конструкции и лексической темы, заучивание небольших стихотворных
фрагментов, построенных на изучаемом грамматическом явлении, фонетических стишков,
скороговорок, «чистоговорок», считалок, поговорок и пословиц.
Для того, чтобы установить связь между изучаемым материалом и школьной
программой, целесообразно со второй половины первого этапа вводить в качестве
дополнительных упражнений разбор слова по составу и предложения по членам, используя
общепринятую терминологию предмета «Русский язык»: подлежащее, сказуемое,
дополнение, обстоятельство. При анализе структуры слова вводятся термины: слог, звук,
буква; корень слова, приставка, суффикс, основа, окончание.
На первом этапе обучения ведущим видом речевой деятельности, который осваивают
дети, является говорение и слушание, а затем уже письмо, закрепляющее полученные

навыки. Чтению отводится второстепенная роль, так как на этом этапе работы оно
выполняет вспомогательную роль (чтение стихотворений совместно с преподавателем,
упражнений из 5-10 предложений, учебных текстов, состоящих из 5-10 фраз).
Важную роль на этом этапе играет освоение артикуляционной базы русского языка.
Содержание языковой компетенции
Фонетика. Графика
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
Согласные
Различение согласных по глухости-звонкости: перед гласными, перед сонорными,
перед В. Оглушение согласных на конце слова. Оглушение звонких согласных перед
глухими: внутри слова, на стыке предлга и слова. Озвончение глухих согласных перед
звонкими: внутри слова, на стыке предлога и слова.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Произношение мягких
согласных перед И, перед Е, перед А, перед О, перед У. Произношение сочетаний типа татя-тья. Произношение мягких согласных перед согласными. Различение твердых и мягких
согласных перед согласными.
Произношение мягких согласных на конце слова.
Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в
начале, в середине и на конце слова. Произношение слов со сложной консонантной
структурой. Произношение двойных согласных на стыке морфем. Двойные согласные в
словах.
Правила чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте
сочетаний тс, дс; [цц] на месте сочетаний тс, тьс, дц. Произношение [сн], [зн], [ств], [рц],
[нц] на месте сочетаний стн, здн, вств, рдц, лнц. Произношение [ш´ш´] на месте сочетания
сч. Чередования согласных г-ж, д-ж-жд, з-ж, к-ч, т-ч, т-щ, ст-щ, с-ш, х-ш, ц-ч.
Гласные
Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а-э, а-о, о-у, ы-и.
Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после букв ь и ъ, после мягких
согласных.
Безударные гласные (редукция гласных). Произношение безударных гласных на
месте буквы а, о. Произношение безударных гласных на месте букв е, я. Произношение
безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц.
Ритмика слова: односложные модели, двусложные модели, трехсложные модели,
четырехсложные модели.
Типы интонационных конструкций. ИК-1: законченное высказывание, ИК-2:
специальный вопрос, просьба, требование, перечисление, ИК-3: общий вопрос, просьба,
перечисление, ИК-4: сопоставительный вопрос с союзом а, перечисление, неоконченная
синтагма, в повествовательных вопросах при выражении незавершенности, ИК-5:
выражение оценки.
Грамматика
Морфология
Имя существительное: одушевленные и неодушевленные; собственные и
нарицательные; единственное и множественное число имени существительного; род имени
существительного; категория падежа, значение и употребление падежей (Именительный
падеж); словообразовательные модели существительных.
Местоимение: личные и притяжательные местоимения в единственном и
множественном числе; согласование притяжательных местоимений с существительными в
единственном и множественном числе, категория рода у притяжательных местоимений в
единственном числе; вопросительные местоимения.
Имя прилагательное: полные прилагательные; согласование прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже.

Глагол: инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1 и 2 спряжения, личные
окончания глагола.
Наречие: наречия образа действия; наречия меры, степени; наречия места; времени;
предикативные наречия;
предикативные наречия с модальными значениями
долженствования, возможности, необходимости.
Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и
сложном предложениях.
Словообразование и словоизменение
Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень,
суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на –о (-е), прилагательные
с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис
Однородные члены предложения; обращения; виды простого предложения; текст.
Лексика
Лексические темы.
Лексические темы
Введение. Школа. Будем знакомы! Правила поведения в школе. Учимся
вежливости. Вежливые слова. Употребление в устной речи различных форм приветствия,
знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа.
Соотнесение предмета и слова, его названия по теме «Транспорт», «Игрушки»,
«Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности».
Постановка ударения в словах, с использованием картинок, бытовых ситуаций.
Один – много. Образование формы множественного числа простых предметов (имён
существ.).
Образование форм множественного числа предметов (имён существительных). Чего
не стало? Образование форм множественного числа предметов (имён существительных),
используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи»,
«Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности».
Животные и их детёныши. Назови животных. Названия детёнышей диких и домашних
животных. Согласование числительных с названиями предметов (именами
существительными). Сколько чего? Предмет и его действие на темы: «Городская
улица», «Детские игры», «В школе».
Слова-обобщения, обобщающие понятия к различным группам предметов: животные,
профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки.
Слова, называющие признаки предметов. по форме, размеру, цвету, материалу
Учим стихи наизусть, Заучивание четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака).
Обобщение по пройденному материалу.
4. Тематическое планирование (Нулевой уровень)
№

Тема занятия

Колво ч.

1. Введение. Будем знакомы! Правила поведения в школе.

1

2. Учимся вежливости. Употребление в устной речи различных форм
приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа.

2

3. Соотнесение предмета и слова, его названия по теме «Транспорт»,
«Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные
принадлежности».
4

Постановка ударения в словах, с использованием картинок, бытовых
ситуаций.

2

3

5. Один – много. Образование формы множественного числа простых
предметов (имён существ.).

3

6. Чего не стало? Образование форм множественного числа предметов
(имён существительных), используя серии предметных картинок по
«Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные

3

7. Назови животных. Названия детёнышей диких и домашних животных.

2

8. Сколько чего? Согласование числительных с названиями предметов
(именами существ.).

2

Соотнесение действия и слова, его названия. используя предметные
картинки с выраженным действием предмета.

3

9

16- Предмет и его действие на темы: «Городская улица», «Детские игры»,
20 «В школе».

3

21- Слова-обобщения, обобщающие понятия к различным группам
25 предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда,
инструменты, игрушки,

3

26- Слова, называющие признаки предметов. по форме, размеру, цвету,
30 материалу.

3

31 Учим стихи наизусть, Заучивание четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима,
С.Маршака).

2

32 Обобщение по пройденному материалу

1

Начинающий уровень
Второй этап строится прежде всего на освоении учащимися логико-смысловых
отношений в простом предложении (объектных, атрибутивных, временных,
пространственных, целевых, причинно-следственных и др.).
Центральной темой второго этапа обучения становится изучение основных значений
падежей, согласования существительных с прилагательными в единственном числе.
Занятия на этом этапе обучения организуются уже не на базе лексических тем, а на
базе изучения падежной системы, хотя работа над лексическими темами продолжается.
Параллельно продолжается изучение глагола: вводятся наиболее типичные
конструкции глагольного управления, понятие о совершенном и несовершенном виде
глагола. Дается представление об образовании будущего времени (простого). Особое место
занимает изучение глаголов движения без приставок и с приставками. Расширяется состав
изученных глаголов, принадлежащих к разным тематическим классам и имеющих
особенности словоизменения, чередования в основах.
Расширяется знакомство с прилагательным, местоимением, наречием.
Продолжается изучение способов выражения грамматического и логического
субъекта, способов выражения предиката.

Ограниченно вводится сложное предложение: сложносочиненные с сочинительными
союзами, сложноподчиненные с союзами и союзными словами (изъяснительные, причины).
Учащиеся знакомятся с особенностями порядка слов в русском предложении (в
практическом аспекте даются упражнения, учитывающие актуальное членение
предложения). Происходит знакомство с прямой речью и правилами перевода прямой речи
в косвенную.
Накопленный за время работы над первым блоком лексический материал и изучаемые
на этом этапе грамматические явления позволяют перейти во втором этапе к постановке
новой задачи – углубленной работе с текстом.
Учебный текст второго этапа представляет собой специально адаптированный текст,
в котором неоднократно встречается изучаемое грамматическое явление. Он носит
преимущественно повествовательный характер, построен на основе яркого,
запоминающегося сюжета. Такой текст должен быть по возможности приближен к
естественному тексту на языке: имеются в виду сохранение живых семантических связей
слов, естественных сочетаний и конструкций, существующих в языке. В него могут быть
включены устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы, ограниченно может
быть использована синонимия, сравнения, прямая речь. По тематике эти тексты должны
носить познавательный характер: это рассказы о животных, о событиях школьной или
семейной жизни, сказки и другие фольклорные тексты.
Работа с текстом является для учащихся принципиально новым этапом освоения
языка. Эта работа дает возможность интенсифицировать обучение и решить целый ряд
важных методических задач: во-первых, обращение к занимательному сюжету повышает
мотивацию к обучению, во-вторых, способствует лучшему запоминанию и развитию
аналитических способностей учащихся, в-третьих, наблюдение и запоминание изучаемого
явления в ткани повествования помогает учащемуся сформировать необходимую
ассоциативную основу для того или иного грамматического или лексического явления.
Введение в учебный текст, помимо изучаемой грамматики, грамматических форм
следующего урока (лексически) дает возможность активно использовать методический
прием опережения, что помогает учащимся без напряжения переходить к следующей теме.
Совершенно необходимо, чтобы каждый следующий текст включал в себя пройденное
раньше, что способствует более прочному усвоению и закреплению всего материала.
Вместе с тем в учебных текстах могут встречаться грамматические явления следующего
этапа, если они не отрабатываются и не объясняются, а даются лексически. Введение таких
явлений носит ограниченный характер.
На базе связного текста необходимо формировать у учащихся представление о
способах образования слов разных частей речи. В предтекстовых упражнениях должны
присутствовать задания на анализ однокоренных слов.
Работа с текстом предполагает введение целого ряда заданий нового типа, таких как
письменные и устные ответы на вопросы, пересказ близко к тексту, работа над расширением
и сужением текста, выписывание фрагментов, выполнение специальных грамматических
заданий и др. Таким образом, на втором этапе начинается чрезвычайно важная работа по
обучению учащихся созданию связного письменного и устного монологического
высказывания и текста.
Занятие второго этапа состоит из двух частей: отработки новой грамматики по уже
усвоенной учащимися на первом этапе методике и закрепление всего пройденного на
материале текста.
Большое внимание в этой части уделяется работе со стихотворным текстом. Если
в первой части он в основном служил для автоматизации грамматических конструкций и
закрепления фонетических навыков, то во второй на первый план должна выйти его
художественная сторона. Обращение к классической поэзии поможет постепенно
накапливать в сознании учащихся образы художественной речи, расширит их

представление об изобразительных средствах русского языка, ритмики слова, познакомит с
духовными ценностями русской культуры, особенностями менталитета.
Вся эта работа идет на фоне постоянной отработки навыков произношения,
интонирования речи, правильной постановки ударения.
Происходит расширение работы, направленной на связь изучаемого материала с
базовой школьной программой. Это отражается в выборе текстов для чтения и заучивания,
в специальных заданиях, включающих разбор слова по составу и разбор по членам
предложения.
На втором этапе обучения приоритет говорения и слушания сохраняется. Но работа
над письменной речью и чтением заметно расширяется. Поэтому на втором этапе как
отдельный вид работы вводится работа с текстом. (Объем текстов от 50 в начале этапа и до
150 слов в конце). В конце второго этапа обучения возможно введение такого вида работы
как домашнее чтение (на базе адаптированных сюжетных текстов).
Продолжается работа по формированию артикуляционной базы русского языка.
Грамматика
Морфология
Имя существительное:
Одушевленные
и
неодушевленные,
связь
категории
одушевленностинеодушевленности и формообразования падежей.
Единственное и множественное число имени существительного. Связь с категорией
падежа.
Род имени существительного. Существительные 1, 2, 3 склонения.
Категория падежа, значение и употребление падежей (Именительный падеж,
Винительный падеж, Предложный падеж, Родительный падеж, Дательный падеж,
Творительный падеж).
Словообразовательные модели существительных.
Местоимение:
Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных и
притяжательных местоимений.
Падежные формы личных и притяжательных местоимений в единственном числе.
Имя прилагательное: полные прилагательные; согласование прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в
единственном числе.
Глагол: инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1 и 2 спряжения, личные
окончания глагола; словоизменительные классы и группы глаголов; изолированные
глаголы; императив; глагольное управление; переходные и непереходные глаголы; глаголы
движения.
Наречие: наречия меры, степени; наречия места; времени; предикативные наречия;
вопросительные наречия; степени сравнения наречий; отрицательные наречия;
неопределенные наречия; наречие причины.
Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и
сложном предложениях.
Словообразование и словоизменение
Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень,
суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на –о (-е), прилагательные
с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис
Однородные члены предложения; обобщающее слово при однородных членах;
вводные слова и предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения;
текст.
Лексика

Лексические темы.

Лексические темы
Здравствуй, школа. Режим учебного труда и отдыха. Поведение в школе, в
общественных местах.
Гласные звуки русского. Языка. Особенности произношения гласных звуков русского
языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и
безударного гласного звука в слове
Моя семья. Родители, сестры, братья. Обязанности членов семьи, их труд в семье и на
производстве. Культура поведения в семье. Согласные звуки русского языка. Особенности
произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Определение согласных звуков в слове на слух.
Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Вежливые слова. Формы выражения разрешения, запрещения, привлечения внимания
собеседника, обращение, приветствие, прощание, приглашение, побуждение к действию,
предупреждения, благодарности, поздравления, сомнения, извинения, пожелания, совета,
просьбы. Звуко-буквенный анализ слова.2 определять последовательность и место звуков
в слове, давать им характеристику.
Предложение и слово. Составление предложений на заданную тему.
Разговор по телефону. Обращение, приветствие, прощание, приглашение. Употребление
в устной речи различных форм приветствия, знакомства, прощания, просьбы,
благодарности, отказа.
Мои друзья. Портрет, характер. Внешность. Ударные и безударные гласные; — деление
слова на слоги, ритмомелодические нормы оформления многосложных слов.
Предметы домашнего обихода. Составление предложений по предлагаемым
образцам. . Личная гигиена. Режим дня. Последовательность частей суток, дней, недели,
месяцев, времён года. Умение интонировать повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. В магазине (при общении с продавцом, в кассе);
сообщить, что хочет купить, сколько предметов хочет купить. - узнать спросить, где
можно купить нужный товар, имеется ли в наличии, сколько стоит этот товар, как он
называется по русски, где можно заплатить за покупку. Согласование имен
прилагательных в роде и числе с именем существительным; Построение диалога. Правила
построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок.
В городе, транспорте. -сообщить, какой объект нужен, какая улица, остановка нужна, как
доехать; -попросить разрешения передать деньги на билет. Выработка умений различать
ед. и мн. ч. существительных и употреблять в речи
Помощь взрослым по дому. Расширение словарного запаса новыми словами по
изучаемым темам и ситуациям. Согласование имени существительного и глагола
прошедшего времени единственного числа в роде.
В детских играх в общении с товарищами и взрослыми, запрос информации о чем либо,
уточнение правил игры Разучивание стихотворений или песен с голоса учителя или
диктора. Разучивание считалок, народных игр. Работа над грамматическим оформлением
предложения. Предлоги. Значение предлога.
Времена года. Осень и зима Изменения в природе ранней и поздней осенью, зимой.
Изменение имен существительных по числам.

Природа (растения). Дикие растения Севера. Что где растёт? Культурные растения. Род
имён существительных.
Животные. Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Животные и их
детёныши. Составление предложений, используя знакомые слова и грамматические
формы.
Растения и животные. Умение составлять предложения, используя знакомые слова и
грамматические формы.
Правильное произношение и правописание слов с согласными, мягкость которых
обозначена ь: мальчик, пальто, есть, ель.
Овощи и фрукты. Развитие речи: умение участвовать в диалоге, составлять краткие
монологические высказывания, несложные письменные тексты, писать в соответствии с
орфографическими и пунктуационными правилами. Совершенствование навыков
произношения слов с мягки ми согласными, где мягкость обозначается
буквами е, ё, я, ю, ь. Выработка навыков правильного произношения.
Домашние животные и птицы. Польза домашних животных и птиц, уход за ними.
Словосочетания прил. + сущ. и умение использовать их формы в контексте.
Родина. Наша страна. Развитие речи: умение участвовать в диалоге, составлять краткие
монологические высказывания, несложные письменные тексты. Писать тексты в
соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
Мой родной край. Описание природы, погоды, флоры и фауны родного края. Твой
родной город.
Выработка элементарных умений заменять существительные м., ж. и ср. р.
местоимениями он, она, оно, а существительные мн. ч. — местоимением они: Это Алик.
Он идёт в школу.
Праздники календаря. (Новый год, день рождения, День защитника
Отечества. Воспитание уважения к ветеранам войны, чувства любви к Родине. 8 Марта —
мамин праздник. Воспитание уважительного и внимательного отношения к своим мамам,
бабушкам, к женщинам. 9 Мая — День Победы. Участие взрослых и детей в войне с
фашистами. Воспитание у детей чувства любви к Родине и преданности ей, гордости за ее
героев.
Глаголы в форме повелительного
наклонения иди( те), дай( те), покажи( те), спроси( те): Нина Ивановна, дайте,
пожалуйста, книгу;
Время. День и ночь. Определение времени по часам. Буквы я, е,ё, ю в начале слова
Питание. В столовой. Посуда. Правила поведения за столом. Составление связного
текста.
Я у врача. Части тела. Здоровье и безопасность.
Характеристика человека по внешним признакам. Многозначные слова
Времена года. Весна и лето. Изменения в природе весной. Весенние работы. Весенние
занятия. Летний отдых и труд детей. Воспитание любви к родной природе, бережного
отношения к ней. Понятия о синонимах и антонимах..
В библиотеке. Выборе книги, знакомство с ее содержанием, обсуждение прочитанного.
Фразеологизмы.

Книга – твой друг. Учебники и книги — источник знаний. Знакомство с правилами
пользования книгой. Русские сказки. Склонение существительных. Усвоение в словарном
порядке существительных, употребляющихся только в ед. ч.
(мебель, одежда, пальто, обувь, посуда, пища, мясо, масло, молоко, сметана, ком:
пот, кисель, сахар или только во мн. ч. (макароны, брюки, колготки).
О традициях своего народа и русских традициях в режиме «диалога
культур». Безличные предложения со словами можно, нужно, нельзя.
Что я узнал и чему научилсь
Тематическое планирование (Начинающий уровень)
№

Колво
часов

Темы

1

1

Здравствуй, школа. Гласные звуки русского. языка Особенности
произношения гласных звуков русского языка. Определение места
гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного
гласного звука в слове.

2

1

Моя семья. Согласные звуки русского языка Особенности
произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые
согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух.

3.

1

Вежливые слова. Звуко-буквенный анализ слова.2 определять
последовательность и место звуков в слове, давать им характеристику.

4.

1

Разговор по телефону. Употребление в устной речи различных форм
приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа.

5.

1

Мои друзья. Ударные и безударные гласные; — деление слова на
слоги, ритмомелодические нормы оформления многосложных слов.

6

1

Предметы домашнего обихода. Составление предложений по
предлагаемым образцам.

7.

1

Личная гигиена. Режим дня. Умение интонировать повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения.

8.

1

В магазине. Построение диалога. Правила построения диалога (вопрос
- ответ) с использованием сюжетных картинок.

9.

1

В городе, транспорте. Выработка умений различать ед. и мн. ч.
существительных и употреблять в речи.

10

1

Помощь взрослым по дому. Расширение словарного запаса новыми
словами по изучаемым темам и ситуациям. Согласование имени
существительного и глагола прошедшего времени единственного
числа в роде.

1112

2

В детских играх. Работа над грамматическим оформлением
предложения. Предлоги. Значение предлога.

13

1

Времена года. Осень и зима. Понятия о синонимах и антонимах.

1415

2

Природа. Растения. Род имён существительных.

1617

2

Животные. Составление предложений, используя знакомые слова и
грамматические формы.

1819

2

Растения и животные ЯНАО. Правильное произношение и
правописание слов с согласными, мягкость которых
обозначена ь: мальчик, пальто, есть, ель.

20

1

Овощи и фрукты. Совершенствование навыков произношения слов с
мягки ми согласными, где мягкость обозначается буквами е, ё, я, ю, ь.
Выработка навыков правильного произношения.

21

1

Домашние животные. Словосочетания прил. + сущ. и умение
использовать их формы в контексте.

22

1

Родина. Наша страна. Писать тексты в соответствии с
орфографическими и пунктуационными правилами.

23

1

Мой родной край. Выработка элементарных умений заменять
существительные м., ж. и ср. р. местоимениями он, она, оно, а
существительные мн. ч. — местоимением они: Это Алик. Он идёт в
школу. Это яблоко. Оно красное, сладкое.

2425

1

Праздники календаря. Глаголы в форме повелительного
наклонения иди( те), дай( те), покажи( те), спроси( те): Нина
Ивановна, дайте, пожалуйста, книгу.

26

1

Время. День и ночь. Определение времени по часам. Буквы я, е,ё, ю в
начале слова.

27

1

Питание. В столовой. Посуда. Правила поведения за столом.
Составление связного текста.

28

1

Я у врача. Части тела. Здоровье и безопасность.
Характеристика человека по внешним признакам. Многозначные
слова.

29

1

Времена года. Весна, лето. Понятия о синонимах и антонимах.

30

1

В библиотеке. Выборе книги, знакомство с ее содержанием,
обсуждение прочитанного. Фразеологизмы.

31

1

Учебники и книги — источник знаний. Знакомство с правилами
пользования книгой. Русские сказки. Склонение существительных.
Усвоение в словарном порядке существительных, употребляющихся
только в ед. ч.

3233

2

О традициях своего народа и русских традициях в режиме «диалога
культур». Безличные предложения со словами можно, нужно, нельзя.

34

1

Что я узнал и чему научился.

Продвинутый уровень
На третьем этапе ведется работа над падежной системой. Материал расширяется за
счет введения множественного числа существительных и прилагательных.

Кроме полных вводятся краткие прилагательные и степени сравнения
прилагательных.
Расширяется работа над употреблением видов глагола и способов выражения
категории времени в предложении и тексте.
Вводятся числительные.
Продолжается работа над логико-смысловыми отношениями в предложении.
Ограниченно вводятся односоставные предложения различных типов.
Расширяется работа над сложным предложением.
Система упражнений сохраняется. Но характер рабочих текстов меняется: в этом
разделе акцент делается на текстах, подготовленных на основе базовых предметов
начальной школы: окружающий мир, математика, литературное чтение. Появляются тексты
другого типа (текст-дефиниция, описание состояния, описание процесса, описание
условия).
В такого рода текстах (специальных) встречаются новые для учащихся явления,
требующие особого внимания: специальные термины, специальные конструкции, особая
композиция текста и логика его построения. Поэтому занятия на этом этапе формируются
как на базе грамматических, так и на базе лексических тем.
Третий этап выполняет роль пропедевтического курса к основным предметам
школьной программы. Работа над специальной лексикой становится центральной учебной
задачей этапа.
Работа над текстами культурно-бытового характера и лексическими темами также
продолжается, но концентрируется на приемах обучения изложению и сочинению.
На третьем этапе на первый план выдвигаются те виды речевой деятельности, которые
обеспечивают вхождение учащихся в учебный процесс общеобразовательной школы.
Это чтение и письмо. Работа над произношением, устной речью и слушанием попрежнему продолжает занимать существенное место в обучении. Объем учебных текстов
заметно возрастает от 150-300 слов (от половины до одной печатной страницы). Вводится
работа по изучающему чтению (объем текста 150-200 слов, количество воспринимаемой
информации составляет 80-90%) и ознакомительному чтению (объем текста 300-320 слов,
количество воспринимаемой информации составляет не менее 70%).
Используются разные виды чтения. Чтение вслух, внутреннее проговаривание
читаемого текста («немое», артикуляционное чтение) и чтение глазами перемежаются на
занятии, способствуя формированию правильных слухомоторных навыков и навыков
смыслового восприятия текста. Наибольшее место на занятии уделяется чтению вслух, так
как необходимо постоянно контролировать произношение отдельных слов и правильное
интонирование текста.
Групповое чтение и чтение с учителем выполняет функции подготовительного,
коррекционного, поддерживающего чтения на этапе формирования навыков
самостоятельного чтения.
Грамматические нормы
Имя существительное; одушевленные и неодушевленные имена существительные; род и
число; склонение имен существительных; значение и употребление падежей.
Местоимение. Значение местоимений. Склонение и употребление местоимений.
Числительное. Разряды числительных. Склонение количественных числительных.
Склонение порядковых числительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное. Значение, морфологические признаки
прилагательных, синтаксическая роль. Степени сравнения прилагательных. Род и число
прилагательных. Полные и краткие прилагательные.

Глагол; инфинитив; несовершенный и совершенный вид глагола; время глаголов;
спряжение глагола; глагольное управление; переходные и непереходные глаголы; глаголы
с частицей -ся; глаголы движения без приставок и с приставками.
Наречие; степени сравнения наречий.
Предлоги и их значения; союзы, их значения; частицы и их значения;
Нормативное употребление форм имён существительных, имён прилагательных, имён
числительных, местоимений, глаголов, наречий.
Синтаксические нормы
Виды
простого
предложения:
Побудительные.
Графика. Орфография. Пунктуация.

Повествовательные,

Вопросительные,

Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования,
управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое предложение. Однородные члены.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с однородными членами. Знаки препинания.
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении.
Лексические темы
Согласно приоритету коммуникативной направленности обучения, в первую
очередь, у детей формируются навыки активного и психологически свободного общения на
русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся языковой ситуации. У учащихся
формируются навыки для реализации следующих коммуникативных задач:
-вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или
представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить,
извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;
-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве,
принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;
-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие,
отказ;
-выражать своё отношение.
Ситуации общения:
-на уроках в школе;
-на перемене в школе;
-в столовой;
-в библиотеке;
-на улицах города;
-в транспорте;
-на спортивной площадке;
-в разговоре по телефону.
Элементарное речевое общение осуществляется в устной и письменной форме в
рамках следующей тематики:
1.Школьная жизнь (в школе, в классе, на уроке, после уроков)
2. Город (на улице, в транспорте, в музее, в театре)
3. Жилище (двор, дом, квартира, комната)
4. Дома (семья, родственники, работа по дому, приём гостей)
5. Мой день (распорядок дня, любимые занятия)
6. Время года (погода, природа осенью, зимой, весной и летом)

7. В магазине (покупка продуктов в магазине и на рынке,покупка вещей, игрушек)
8. Растительный мир (дикие растения, культурные растения).
12. Животный мир (птицы, рыбы, насекомые, дикие звери и их детёныши, домашние
животные и их детеныши). 13. Мои друзья (портрет, характер, увлечения).
Тематическое планирование (Продвинутый уровень)
№ урок
а

1-7

Тема урока

Знакомство, рассказ о себе, о своей семье, о своем доме, о
своем рабочем месте, о своем хобби.

Количество
часов

7

Устная и письменная речь.
Слово. Словосочетание.
Предложение. Текст.
Виды и типы текстов.
Простые Предложения с однородными членами.
Сложные предложения.
8-9

10-11

12-14

15-17

18-20

21
22-24

25-27

«Школьная жизнь» Гласные и согласные звуки, их
особенности в русском языке. Ударение.
слоги и перенос слова.
Здоровье, здоровый образ жизни, составляющие здорового
образа жизни, режим дня. Признаки имен
существительных. Роль существительных в предложении.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные.
Мой город, я в магазине, на прогулке.
Изменение существительных по числам и по родам.
изменение существительных по падежам.
Склонения имен существительных.
Дружба, близкие люди, подарки близким людям.
Морфологические признаки местоимения. Роль в
предложении, в тексте.
Изменение местоимений по числам.
Изменение местоимений по родам.
Время года.4 сезона. Погода. Мои наблюдения за природой.
Вид за окном. Имя прилагательное. Роль прилагательных в
речи.
Изменение прилагательных по числам и родам.
Изменение прилагательных по падежам.
Время суток Глагол как часть речи. Роль глаголов в
предложении, в речи.
Животный мир. Дикие животные, домашние животные.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по временам и по родам.
Числительное.
«Растительный мир» Наречие, предлоги, союзы, частицы.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28-30

31-32

33

Читаем сказки.
Синонимы
Омонимы
Антонимы
«Праздники русские и национальные». «Народный
фольклор. Игры моего народа. Праздники русские и
национальные» Фразеологизмы
Средства художественной выразительности.
«Подведение итогов» Тематические игры с мячом.
Служебные и самостоятельные части речи.

1
1
1
1
1
1
1

1

Учебные материалы:
О. Н. Каленкова, И. Е. Шатилова «Уроки русской речи»;
М. Авери «Сорока. Русский язык для детей»;
Н. Власова «Русский язык как иностранный»; и др.
Дополнительные материалы: карточки с иллюстрациями, настольные игры, книги для
чтения «Почитаем?», «Шкатулочка», книги серии «Настя и Никита», мультфильмы серии
«Учим русский язык со Смешариками», «Мультироссия», раздаточные материалы для
занятий по РКИ от издателсьтва «Златоуст» и др.

Календарно-тематический план
Нулевой уровень
Дата
факт

Дата
план

№
п/п

Тема занятия

1. Введение. Будем знакомы! Правила поведения в школе.
2 Учимся вежливости. Употребление в устной речи различных
форм приветствия, знакомства, прощания, просьбы,
благодарности, отказа.
2 Соотнесение предмета и слова, его названия по теме
«Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода»,
«Школьные принадлежности».

3 Постановка ударения в словах, с использованием картинок,
бытовых ситуаций.
3 Один – много. Образование формы множественного числа
простых предметов (имён существ.).
3 Чего не стало? Образование форм множественного числа
предметов (имён существительных), используя серии
предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт»,
«Животные», «Школьные
2 Назови животных. Названия детёнышей диких и домашних
животных.
2 Сколько чего? Согласование числительных с названиями
предметов (именами существ.).
3 Соотнесение действия и слова, его названия. используя
предметные картинки с выраженным действием предмета.
3 Предмет и его действие на темы: «Городская улица»,
«Детские игры», «В школе».
3 Слова-обобщения, обобщающие понятия к различным
группам предметов: животные, профессии, растения,
транспорт, посуда, инструменты, игрушки,
3 Слова, называющие признаки предметов. по форме, размеру,
цвету, материалу.
2 Учим стихи наизусть, Заучивание четверостиший (А.Барто,
Ю.Тувима, С.Маршака).
1 Обобщение по пройденному материалу

Календарно-тематический план
Начинающий уровень
Дата факт Дата
план

№
п/п

Тема занятия

1 Здравствуй, школа. Гласные звуки русского. языка Особенности
произношения гласных звуков русского языка. Определение

места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и
безударного гласного звука в слове.
1 Моя семья. Согласные звуки русского языка Особенности
произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и
твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в
слове на слух.
1 Вежливые слова. Звуко-буквенный анализ слова.2 определять
последовательность и место звуков в слове, давать им
характеристику.
1 Разговор по телефону. Употребление в устной речи различных
форм приветствия, знакомства, прощания, просьбы,
благодарности, отказа.
1 Мои друзья. Ударные и безударные гласные; — деление слова
на слоги, ритмомелодические нормы оформления
многосложных слов.
1 Предметы домашнего обихода. Составление предложений по
предлагаемым образцам.
1 Личная гигиена. Режим дня. Умение интонировать
повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
1 В магазине. Построение диалога. Правила построения диалога
(вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок.
1 В городе, транспорте. Выработка умений различать ед. и мн. ч.
существительных и употреблять в речи.
1 Помощь взрослым по дому. Расширение словарного запаса
новыми словами по изучаемым темам и
ситуациям. Согласование имени существительного и глагола
прошедшего времени единственного числа в роде.
2 В детских играх. Работа над грамматическим оформлением
предложения. Предлоги. Значение предлога.
1 Времена года. Осень и зима. Понятия о синонимах и антонимах.
2 Природа. Растения. Род имён существительных.

2 Животные. Составление предложений, используя знакомые
слова и грамматические формы.
2 Растения и животные ЯНАО. Правильное произношение и
правописание слов с согласными, мягкость которых
обозначена ь: мальчик, пальто, есть, ель.
1 Овощи и фрукты. Совершенствование навыков произношения
слов с мягки ми согласными, где мягкость обозначается
буквами е, ё, я, ю, ь. Выработка навыков правильного
произношения.
1 Домашние животные. Словосочетания прил. + сущ. и умение
использовать их формы в контексте.
1 Родина. Наша страна. Писать тексты в соответствии с
орфографическими и пунктуационными правилами.
1 Мой родной край. Выработка элементарных умений заменять
существительные м., ж. и ср. р. местоимениями он, она, оно, а
существительные мн. ч. — местоимением они: Это Алик. Он
идёт в школу. Это яблоко. Оно красное, сладкое.
1 Праздники календаря. Глаголы в форме повелительного
наклонения иди( те), дай( те), покажи( те), спроси( те): Нина
Ивановна, дайте, пожалуйста, книгу.
1 Время. День и ночь. Определение времени по часам. Буквы я,
е,ё, ю в начале слова.
1 Питание. В столовой. Посуда. Правила поведения за столом.
Составление связного текста.
1 Я у врача. Части тела. Здоровье и безопасность.
Характеристика человека по внешним признакам.
Многозначные слова.
1 Времена года. Весна, лето. Понятия о синонимах и антонимах.
1 В библиотеке. Выборе книги, знакомство с ее содержанием,
обсуждение прочитанного. Фразеологизмы.
1 Учебники и книги — источник знаний. Знакомство с правилами
пользования книгой. Русские сказки. Склонение

существительных. Усвоение в словарном порядке
существительных, употребляющихся только в ед. ч.
2 О традициях своего народа и русских традициях в режиме
«диалога культур». Безличные предложения со
словами можно, нужно, нельзя.
1 Что я узнал и чему научился.

Календарно-тематический план
Продвинутый уровень

№
урок
а
1

2

3
4
5
6
7
8

9
10

11

12
13
14

Тема урока

Количество
часов

В Страну Слов. Первые встречи. Игры
«Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание
загадок.
«Приятно познакомиться» Сценка «Кто
лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ
«Снежные слова» Устная и письменная речь.
«Монолог о себе». Слово. Словосочетание.
«Моя семья» Предложение. Текст.
«Мой дом». Виды и типы текстов.
«Моё рабочее место» Простые Предложения с
однородными членами.
«Моё хобби» Сложные предложения.

1

«Школьная жизнь» Гласные и согласные
звуки, их особенности в русском
языке. Ударение.
«Школьная жизнь» слоги и перенос слова.
«Здоровый образ жизни» Признаки имен
существительных. Роль существительных в
предложении.
«Режим дня» Одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные.
«Мой город» Изменение существительных по
числам и по родам.
«Я в магазине» изменение существительных
по падежам.
«Я на прогулке» Склонения имен
существительных.

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
1

Дата
План

Факт

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
26
27
28
29
30
31
32

33

«Что такое дружба?» Морфологические
признаки местоимения. Роль в предложении,
в тексте.
«Близкие люди» Изменение местоимений по
числам.
«Лучший подарок» Изменение местоимений
по родам.
«Время года.4 сезона.» Имя
прилагательное. Роль прилагательных в речи.
«Погода» Изменение прилагательных по
числам и родам.
«Мои наблюдения. Что я вижу за окном?»
Изменение прилагательных по падежам.
«Я и мои друзья» Глагол как часть речи. Роль
глаголов в предложении, в речи.
«Животный мир». Изменение глаголов по
числам.
«Домашние животные» Изменение глаголов
по временам и по родам.
«Кто пасётся на лугу» Числительное.
«Растительный мир» Наречие
«Комнатные растения» предлоги
«Что растет в огороде» союзы
«Дикие растения» частицы
«Русские народные сказки» Синонимы
«Сказки Пушкина» Омонимы
«Сказки народов мира». Антонимы
«Праздники русские и национальные».
Фразеологизмы
«Народный фольклор. Игры моего народа.
Праздники русские и национальные»
Средства художественной выразительности.
«Подведение итогов» Тематические игры с
мячом. Служебные и самостоятельные части
речи.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».