Программа ДО Искусство каллиграфии

Дополнительная образовательная программа
Естественнонаучной направленности
«Искусство каллиграфии»
Возраст 7-11 лет
Срок реализации 4 года
Разработчик: учитель начальных классов Кобец Л.Л.

г. Балабаново – 2001 г.

Рабочая программа по курсу «Искусство каллиграфии» для 1- 4 классов

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
программы Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).
Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Обучение письму»,
«Русский язык», «Изобразительное искусство».
Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности кружка
«Искусство каллиграфии».
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое
значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много
времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически
правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого
задания.
Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя
рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и
письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.
Цели и задачи курса.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма
через различные методы и приёмы.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с
первых занятий обучения каллиграфии.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и
приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона,
рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и
заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

Планируемые образовательные результаты










Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

























находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы















Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:












перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при
письме; правильно держать ручку и карандаш;
- ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
-создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы
штриховки;
- определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,
учебных и художественных произведений;
Ученик получит возможность научиться:
- развитию орфографической зоркости;
- развитию художественно-творческих способностей, умению создавать собственный текст на
основе художественного произведения.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания –
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Тематическое планирование
№ Наименование раздела/темы
п/п

1

2

3

4

класс

класс

класс

класс
__

1.

Повторяем написание основных
элементов букв

8

10

12

2.

Отрабатываем написание форм
букв по группам

12

8

13

3.

Пишем правильно соединения
букв

8

11

6

4.

Подводим итоги (практические и
творческие работы)

5

5

3

6

Всего

33

34

34

34

28

Содержание учебного предмета 1 класс
Повторяем написание основных элементов букв (8 ч)
Введение ( 2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования
и нормы письма. Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики рук ( 2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв ( 4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. Написание заглавных букв с использованием
модульной сети. Буквица. Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и искусстве).
Отрабатываем написание форм букв по группам (12 ч)
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 5 ч)
Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с
калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р,
у, д.Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф.
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы
«ы».Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Упражнения для
работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 7 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: ш, м.Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: ч,у. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з. Упражнения
для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: с, э.
Пишем правильно соединения букв (8 ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по
образцу. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение.
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.

Подводим итоги (5 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной
карточки ученика.
Содержание учебного предмета 2 класс
Повторяем написание основных элементов букв (10 ч)
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с
закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые
наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые
полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии
строки.

Отрабатываем написание форм букв по группам ( 8 ч)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ,
Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа
букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (11 ч)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз,
ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав,
ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание
соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание
соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание
соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения
Подводим итоги (5 ч)
Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв,
соединений, слов, предложений. Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.
Содержание учебного предмета 3 класс
Повторяем написание основных элементов букв (12 ч)
Написание строчных букв и, ш, й, г, п, т,н, р, у, ц, щ, к и их соединений ити, иши,иуш, иру…Работа с
текстом «Филипок». Написание строчных букв п, т, р, г и соединений гл, пл, гу, па, тшт, трт, тк,
тв. Написание строчных букв и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка.Контрольное списывание: буквы
и, ш, г, п,т, й, н, р, у, слова и предложения.Строчные буквы л, м. Творческая работа.Строчные буквы
т н л ш м.Строчные буквы ц, щ. Русские народные сказки.Строчные буквы ь ы ъ. Работа с текстом
«Елкины иголки». Строчные буквы о а ю я.Строчные буквы б, д, ф, в. Работа со словарем.
Строчные буквы с, е, ё, ч. Работа с текстом «Серебряное копытце». Строчные буквы х, ж, э. Народные
песенки.. Строчные буквы з, к. Работа с текстом «Конек-Горбунок».
Отрабатываем написание форм букв по группам ( 13 ч)
Заглавные буквы И, Ш, Ц. Щ. Заглавные буквы Ч, У. Работа с текстом «Хлеб- всему голова»
Заглавные буквы А, Л, М..Заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, У, А, Л,М. Заглавные буквы О, С, Х.
Пословицы и поговорки. Заглавные буквы Ж, Ю, Э. Работа с текстом «Эдельвейс».
Заглавные буквы З, Я.Заглавные буквы Е, Ё. Письмо слов под диктовку. Заглавные буквы Н, К.
Милые воспоминания. Заглавные буквы Р,В. Работа с текстом «Восход». Заглавная буква Ф. Работа с
текстом «Форвард». Заглавные буквы Г, П, Т. Работа с текстом «Таинства утра». Заглавные буквы Б,
Д. Работа с текстом «Дмитрий Донской».
Пишем правильно соединения букв (6 ч)
Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч,ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож.
Письмо соединений букв: мл, мы, ми, мя,ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её.
Письмо соединений букв: вм, вя, бя, дл,ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од. Работа с текстом «Утро».
Письмо соединений букв: сд, зу, бр, ув, уд,уз, ум, вы, бы.
Письмо соединений букв: ья, ъя, ье, ъё, ьи,ъи, ью, ъю. Рациональные способы соединений в словах.

Подводим итоги (3 ч)
Творческая мастерская «Волшебная ручка». Итоговая работа по каллиграфии. Конкурс по каллиграфии
Содержание учебного предмета 4 класс
Отрабатываем написание форм букв по группам и соединений с ними (28 ч)
Написание строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных букв с, о, С, О и соединений с ними. Написание букв Ии, Шш, Сс,
Оо и соединений с ними. Написание строчных и заглавных букв Аа, Лл, Мм и соединений с ними.
Написание строчных и заглавных букв Гг, Пп, Тт, Рр и соединений с ними. Написание строчных и
заглавных букв Нн, Кк, Юю и соединений с ними.
Правильное начертание букв и их соединений. Списывание предложений с образца. Словарная работа.
Игровая и творческая деятельность. Штриховка.
Контрольное списывание. Написание строчных букв ь, ы, ъ и соединений с ними. Написание строчных
и заглавных букв Уу, Чч. Сочетания ча, чу, чк, чн. Диктант. Проверка записи букв, соединений под
диктовку. Написание заглавных и строчных букв Ее, Ёё, Зз и соединений с ними. Написание заглавных
и строчных букв Бб, Вв, Дд и соединений с ними. Написание заглавных и строчных букв Цц, Щщ и
соединений с ними. Написание заглавных и строчных букв Ээ, Хх, Жж и соединений с ними.
Отрабатывать умения писать строчные и заглавные буквы, имеющие одинаковые элементы; сравнивать
собственные буквы с образцом. Контрольное списывание
Проверка каллиграфического написания букв и соединений Списывание с готового образца. Написание
заглавных и строчных букв Яя, Фф и соединений с ними. Поэтическая страничка.
Подводим итоги (6 ч)
Диктант. Работа с деформированным текстом. Творческая мастерская «Волшебная ручка». Конкурс по
каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии. Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. В.Г.Горецкий, Т.В.Игнатьева Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- Экзамен
3. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших
школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987
(Библиотека учителя начальных классов).
4. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при
письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
5. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990
(Творческая лаборатория учителя).
6. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
7. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».