Программа ДО Умелые ручки

Дополнительная образовательная программа
Технической направленности
«Умелые ручки»
Для обучающихся 5-8 классов
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель технологии
Трубникова В.Г

Балабаново, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена.
Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои
мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Вообще, занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. Из всего
многообразия видов творчества декоративно – прикладное является самым популярным.
Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано
эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. В последние годы
можно наблюдать следующую тенденцию — многие люди берут в руки различные
инструменты, материалы и пытаются создать особые, неповторимые изделия, возвращаясь
к историческим истокам, народному декоративно-прикладному творчеству.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство учеников с декоративноприкладным искусством, учитывает нарастание творческих возможностей. Учебный
материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого ученика стремление к
самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Познакомить школьников с различными способами художественной обработки
материалов.
• Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности языка
декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно – творческой деятельности.
• Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы
художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их
оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и
осуществлять самоконтроль).
• Развивать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, использовать
имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.
• Формировать способности к профессиональному самоопределению.
• Воспитывать чувство ответственности и гордости за свой труд, стремление
доводить работу до конца.
Формы работы с учениками по ознакомлению с декоративно-прикладным
искусством:
• беседы;
• работа с электронными пособиями;
• работа с источниками из Интернета;
• проведение мастер-классов;
• практические задания;
• рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• конкурсы декоративно-прикладного искусства.
Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий
наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим,
экономическим и эргономическим требованиям. Ученики знакомятся с национальными
традициями, видами народного декоративно-прикладного творчества и особенностями
культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное
расходование материалов, утилизация отходов. Разнообразие видов деятельности и

материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор у, но и
раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
Срок реализации программы: 1 год.
Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории
различных видов рукоделия. В основе практической работы лежит выполнение творческих
заданий по декорированию.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование участников клубного
формирования по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и
индивидуальные беседы, диагностические критерии, выставка работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ПРОГРАММЫ
Итогом деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ.
Ученики осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от
идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из
реальных возможностей участников клубного формирования, умение выбирать наиболее
технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи,
школы и рынка, варианты их реализации.
Личностные :
- осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения культуре, к
ценностям народов России;
-формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, в процессе творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в творческой и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Предметные:
К концу года обучающиеся должны знать:
• требования безопасной работы при ручных утюжильных работах:
организации труда и рабочего места;
• роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии
цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
• основные свойства и назначении используемых материалов: подбор
материалов по цвету, фактуре, орнамента, композиции;
• наименование, назначение и способы применения инструментов и
приспособлений;
• приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
• общие сведения о ведущих профессиях;
• исторические сведения по развитию народных промыслов;
• основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при
создании новых изделий.
Ученик научиться:
• соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план
работы;
• обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам,
оборудованию;
• уметь контролировать правильность выполнения работы;
• самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу:
оказывать помощь товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки;
обрабатывать различные материалы;
• изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
• ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму,
пропорцию, композицию цветовое решение изделия.
Ученик получат возможность для формирования:
• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
• эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей.
Методы оценки результативности программы:
• посещаемость;
• отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
• практические материалы;
• мониторинг участия в выставках и конкурсах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела
1
2
3
4

Художественное изготовление
искусственных цветов.
Бисероплетение.
Вышивание.
Лоскутное шитье.

всего
5
5
5
4

Количество часов
теория
2
1
2
2

практика
3
4
3
2

5
6
7
8

Мягкая игрушка.
Художественная обработка
кожи.
Вязание.
Подарки к праздникам.

4
3

1
1

3
2

5
4

1
-

4
4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в мастерство.
Теория (1 часа) Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила
внутреннего распорядка учреждения, экскурсия. Инструктаж по технике безопасности при
работе на занятиях. Устав учреждения. Сбор сведений об участниках клубного
формирования.
1 Раздел. Художественное изготовление искусственных цветов.
Занятие 1 Способы использования бумаги, технология выполнения изделий в технике
«Папье-маше», разнообразие изделий выполненных в данной технике.
Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов. Участники клубного формирования
самостоятельно выбирают изделие, которое они будут делать
Занятие 3.Изготовление цветов. Выполнение цветов.
Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов. Знакомство с
материалами и инструментами. Правила работы с инструментами.
Раздел 2. Бисероплетение.
Занятие 1.Плетение простых цветов. Виды бисера. Знакомство с вариантами плетения.
Занятие 2. Плетение фигурки животного из бисера. Работа по схеме.
Занятие 3. Плетение колье из бисера. Выполнение простого колье по схеме.
Занятие 4. Плетение кольца. Знакомство с вариантами крепления и сборки бисера.
Занятие 5. Плетение «фенички» на станке.
Раздел 3. Вышивание.
Занятие 1.Вышивание крестом. Знакомство с инструментами, иглами, пяльцами, канвой.
Техника безопасности при работе с иглами.
Занятие 2.Приемы и способы вышивания лентами.
Занятие 3.Вышивание лентами панно. Разнообразие изделий выполненных в технике
«Вышивка лентами». Участники сами выбирают композицию для вышивания, гамму
цветов и размеры.
Занятие 4. Вышивка бисером. Особенности наложения швов, подбор композиции
самостоятельно.
Занятие 5. Работа над панно из бисера. Продолжение.
Раздел 4. Лоскутное шитье.
Занятие 1. Лоскутная техника «Ляпак». Знакомство с историей возникновения,
отличительные черты техники, нюансы выполнения. Подбор тканей.
Занятие 2.Лоскутная техника «Ляпак». Продолжаем работать над изделием. Участники
сами выбирают вид изделия (прихватка, коврик, подставка под горячее, одеяло и т.д.)
Занятие 3. Лоскутная техника «Синель». Отличительные признаки данной техники.
Выполнение изделия в технике «Синель».
Занятие 4.Продолжение работы над изделием в технике «Синель».
Раздел 5. Мягкая игрушка.
Занятие 1История возникновения игрушки. Выполнение простейшей игрушки без
выкройки.
Занятие 2.Мягкая игрушка – фигурка животного. Выполнение выкройки игрушки. Подбор
ткани для данного вида игрушки. Работа над изделием.
Занятие 3.Сшивание готовых частей игрушки. Виды швов: машинных и ручных; учащиеся
сами выбирают вариант соединения деталей- машинными или ручными швами.

Занятие 4. Сборка и декорирование игрушки. Наполнение игрушки. Пришивание мордочки:
глазки, носик. Заключительная отделка изделия.
Раздел 6. Художественная обработка кожи.
Занятие 1. История кожевенного дела. Знакомство с методами и приемами при работе с
кожей. Выбор изделия.
Занятие 2. Термообработка кожи и сборка кусков кожи. Выкраивание изделия.
Занятие 3. Изготовление оберега – башмачка из кожи. Выполнение окончательной
обработки изделия.
Раздел 7. Вязание.
Занятие 1. История возникновения вязания крючком. Виды крючков для работы с разной
пряжей и др. материалами. Знакомство с видами петель.
Занятие 2.Выбор пряжи. Вывязывание туловища игрушки «Птичка».
Занятие 3.Вязание гребешка и туловища птички.
Занятие 4. Вязание клюва и хвостика птички. Особенности работы с мелкими деталями и
закрепления нити.
Занятие 5. Понятие пропорций для вязанных игрушек.
Раздел 8. Подарки к праздникам.
Занятие 1.Изготовление ёлочной игрушки в любой технике.
Занятие 2. Выполнение подарка ко дню матери. Техника изготовления и вид подарка
выбирается учащимся самостоятельно.
Занятие 3.Подарки на 23 февраля и 8 марта. Подготовка выполненных изделий к выставке
работ. Самостоятельное выполнение на основе полученных знаний.
Занятие 4.Школьная выставка работ учащихся. Проводится в фойе школы.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет.
Оборудование и технические средства обучения
• Столы ученические, стулья.
• доска.
• видеопроектор.
• Компьютер для показа презентаций.
• Фотоаппарат.
Дидактический материал
• Фотоальбомы.
• Книги.
• Наборы открыток.
• Коллекции.
• Художественная литература.
• Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей «Школа
волшебников», С.И. Мусиенко.
• Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего
возраста “Сделаю сам” Т.Н. Доронова, С.И. Мусиенко.
• Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.
Для осуществления эффективной деятельности по программе необходимы:
Материалы:
1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся,
оберточная, обои).
2. Картон (однослойный и многослойный, гофрированный).
3. Открытки, распечатки.
4. Клей карандаш, ПВА.
Инструменты
1. Ножницы.
2. Сантиметр.

3. Линейка.
4. Шило, игла, пинцет.
5. Простой карандаш.
6. Кисти.
7. Инструмент для квиллинга.
8. Канцелярский нож.
9. Маркер.
10. Дырокол фигурный.
11. Линейка офицерская.
12. Клеевой пистолет.
13. Швейная машина.
14 Утюг.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
9
3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения
студии бумажного творчества
4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте
«Страна мастеров»
5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в
технике бумагокручения.
6. http://rus-inclusion.ru/forum/45-2010-10-31-20-59-55/73-2010-11-10-07-1647.html Квилинг, как средство развития учащихся с глубокой умственной
отсталостью.
7. http://www.liveinternet.ru/users/4372203/rubric/2084593/ - розы из бумаги
8. http://fljuida.com/post231726241/ - красивые открытки квиллинг и
бумагопластика
9. www.permschool9.ru/doc/metrec.doc
10. nicifobr.68edu.ru/Mjcina_2.doc
11. school20-kaluga.narod.ru/docs/publd.doc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».