Программа ДО Циркус

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Календарно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Oбеспечение программы

3

Пояснительная записка
Современный мир, его внешние факторы являются для современного
подрастающего поколения порой настолько неопределимыми источниками стрессовых
ситуаций, что неизбежно приводят растущий организм к дилеме: либо уйти в мир
искусственно созданных иллюзий, либо искать выход эмоциям в творчестве. И педагогу
дополнительного образования необходимо помочь молодому человеку реализовать себя с
лучшей стороны, достигнуть творческого успеха в жизни.
Недостаток двигательной деятельности отражается на психической активности
подростка: у него появляется сонливость, раздражительность, бессонница, эмоциональная
неустойчивость, вялость в движениях. Еще Аристотель заметил: ничто так сильно не
разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. В качестве
противоядия от такого бездействия древние предлагали активный двигательный режим.
Но помимо этого подростку часто не хватает общения, которое он вынужден
искать на улице. И очень важно предоставить выбор общения, помочь найти друзей,
объединенных общим полезным делом. Благодаря такому общению у подростка
расширяется кругозор, улучшается деятельность нервной и двигательной функции,
организм лучше приспосабливается к условиям жизни.
Без дополнительного образования нет всестороннего развития личности. Нашей
стране как никогда раньше необходимо воспитывать физически крепкое молодое
поколение с гармоническим развитием физических и духовных сил. Занятия в цирковом
кружке учат идти по жизни с улыбкой и отвагой, учат преодолевать свои слабости и
утверждать свою силу.
Занятия в цирковом кружке вырабатывают в ребятах такие необходимые качества, как
смелость, ловкость, выносливость. Кроме этого, эти занятия во многом способствуют
физическому развитию организма, укреплению здоровья и являются одним из видов
отдыха нашего подрастающего поколения.
В цирковом кружке идет работа не только над совершенствованием молодого
организма, но и готовятся номера для выступления. Часто мы представляем номера не
только акробатического характера, но и других видов циркового искусства:
жонглированию и т. д.
Правовая база:
-Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N
273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель и задачи программы
Цель: формирование системы знаний о цирковом искусстве, воспитание уважения к
художественной культуре, развитие общей физической культуры.
Задачи:
- обучение основам классических элементов различных жанров циркового искусства;
- развитие физических и артистических данных;
4

- развитие интереса к цирковому искусству;
- воспитание сценической культуры.
Особенности реализации программы
Форма обучения – очная.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-14 лет.
Рекомендуемый состав групп по программе - 10-15 человек. Программа включает
теоретические и практические занятия в помещении, посещение мастер-классов,
посещение представлений в цирке.
Продолжительность занятий 40-45 минут.
Программа по форме организации является кружковой. По объему программа
составляет 2 часа в неделю и предназначена для школьников начальной и средней школы.
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Планируемые образовательные результаты освоение курса
Личностные:
- развитие интереса к цирковому искусству;
- воспитание сценической культуры;
- развитие образного мышления;
- развитие эмоциональной восприимчивости;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду.
Метапредметные:
- развитие художественного воображения и творческих способностей;
- формирование навыков контактности и коллективности при решении творческих задач;
- развитие способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения учебных
задач, а также развивать творческие способности и использовать полученные знания в
практико – ориентированной деятельности.
Предметные:
- формирование базовых компетентностей;
- формирование системы представлений о цирковом искусстве;
-обучение основам классических элементов различных жанров циркового искусства;
- развитие общей физической культуры.
- развитие первоначальных акробатических умений и навыков.
Ученик научиться:
- создавать готовый продукт (цирковой номер);
- основным базовым акробатическим элементам.
Ученик получит возможность научиться:
-Различные упражнения с цирковым реквизитом.
-Умение выполнять упражнения мост из различных исходных положений: лежа на спине,
сед согнув ноги, стоя; шпагат и полушпагат. выразительность исполнения;

5

Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы

Количество
часов

Раздел 1. Введение. Формирование кружка,
цели и задачи, планирование
Раздел 2. Акробатика.
Раздел 3. Жонглирование.
Раздел 4. Гимнастика: ритмическая
атлетическая
Раздел 5. Посещение цирковых спектаклей.
Раздел 6. Сценическое мастерство.
Раздел 7. Индивидуальная работа.
Итого:

2

В том числе
теория
практик
а
2
-

18
10
20

1
1

5
10
3
68

4

10
19
5
10
3
64

Календарно-тематический план
№
п/п

Название темы

1

Знакомство, формирование кружка. Цели и задачи работы на
год. Тестирование на гибкость
Акробатика: группировка, кувырки, мосты, подготовительные
упражнения, стойки,шпагаты

2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Количес
тво
часов
2
2

Жонглирование. Начало обучения. Научение технике
жонглирования, переброски одного мяча из одной руки в
другую, переброска двух мячей Сцендвижение. Этюды
Ритмическая гимнастика. Разминка для рук, шеи, плеч, мышц
спины, ног.
Акробатика: группировка, кувырки, мосты, подготовительные
упражнения, стойки,шпагаты
Акробатика: кувырки вперёд, назад, прыжком, стойки на
лопатках, голове с опорой руками, на кистях
Жонглирование: переброска двух мячей из одной руки в
другую, двумя мячами правой рукой

2

Ритмическая гимнастика с элементами танца

2

Сценическое мастерство: этюды, сцендвижение.
Акробатика: Стойки на руках, голове, на одной руке. Кувырки
вперёд, назад, длинные, короткие, прыжком, мост из
положения лежа
Жонглирование: переброска двух мячей, жонглирование
двумя мячами левой и правой руками
Ритмическая гимнастика с элементами классического танца
Сценическое мастерство: сцендвижение, этюды,
инсценировка басен И. Крылова
Посещение циркового представления. Анализ отдельных
цирковых номеров

2
2

6

2
2
2
2

2
2
2
2

Календарн
ый срок

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Сценическое мастерство.
Жонглирование. Освоение техники жонглирования тремя
мячами.
Акробатика: мост из положения лежа, стоя, стойки на руках,
кувырки
Зачет по жонглированию и акробатике.Жонглирование с
двумя мячами левой и правой рукой
Зачет по акробатике: кувырки, стойки, мосты, шпагат
Сценическое мастерство. Разучивание небольших монологов
Ритмическая гимнастика с элементами русского народного
танца
Сценическое мастерство. Сцендвижение, этюды
Индивидуальная работа. Устойчивость на месте, по кругу,
зиг-загом, езда на моноцикле
Жонглирование тремя предметами: мячами
Акробатика. Курбеты, переворот вперед, колесо
Ритмическая гимнастика
Акробатика. Колесо, переворот вперед, переворот назад,
рондад
Жонглирование тремя предметами: Мячами.
Индивидуальная работа. Продолжаем отрабатывать технику
езды на моноцикле,
вращение двух обручей в разных
комбинациях
Ритмическая гимнастика с элементами восточного танца
Сценическое мастерство. Сцендвижение. Этюды, упражнения
на внимание
Акробатика: колесо на одной руке, рондад, фордершпрунг
оттачивание техники исполнения
Жонглирование. Жонглирование четырьмя мячами.
Посещение циркового представления
Итого:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
68

Содержание учебного предмета (курса)
№

Название раздела, темы

1

Знакомство,
формирование
кружка. Цели и задачи работы
на год. Тестирование
на
гибкость

2

Акробатика:
группировка,
кувырки,
мосты,
подготовительные
упражнения, стойки,шпагаты
Жонглирование.
Начало
обучения. Научение технике

3

Краткое содержание раздела, темы

Игры на знакомство. Презентация о
цирковом искусстве. Демонстрация
примеров чему реально научится за
год. Диагностика на гибкость с
фиксацией.
Работа над техникой исполнения этих
элементов.
Знакомство с предметами, которыми
7

жонглирования, переброски
одного мяча из одной руки в
другую, переброска двух
мячей Сцендвижение. Этюды

4

5

6

7

8

9

10

можно перекидавать и изучение их
свойств.
Изучение
основ
жонглирования.
Отработка
сценического движения в парах.
Создание этюдов с использованием
реквизита для жонглирования.
Отработка гимнастических элементов
под музыку.

Ритмическая
гимнастика.
Разминка для рук, шеи, плеч,
мышц спины, ног.
Акробатика:
группировка, Работа над техникой исполнения этих
кувырки, мосты, подготовительные элементов с простыми подводящими
упражнения, стойки,шпагаты
упражнениями для качественного
исполнения данных элементов .
Акробатика: кувырки вперёд,
Работа над техникой исполнения этих
назад, прыжком, стойки на
элементов с простыми подводящими
лопатках, голове с опорой
упражнениями для качественного
руками, на кистях
исполнения данных элементов .
Жонглирование: переброска
Изучение
разных
приемов
двух мячей из одной руки в
жонглирования с использованием
другую, двумя мячами правой
двух мячей. Упражнение для развития
рукой
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Ритмическая гимнастика с
Смешанная гимнастика для всего тела
элементами танца
из
разных
видов
культур
с
элементами танца под национальную.
музыку
Сценическое
мастерство:
Работа с воображением и постановка
этюды, сцендвижение.
этюдов с использованием изученных
акробатических элементов.
Акробатика: Стойки на руках,
Работа над техникой исполнения этих
голове, на одной руке.
элементов с простыми подводящими
Кувырки
вперёд,
назад,
упражнениями для качественного
длинные, короткие, прыжком,
исполнения данных элементов .
мост из положения лежа

11

Жонглирование: переброска
двух мячей, жонглирование
двумя мячами левой и правой
руками

12

Ритмическая

гимнастика

Изучение
разных
приемов
жонглирования с использованием
двух мячей. Упражнение для развития
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Изучение основ классического танца

с
8

элементами
танца

13

14

классического

Сценическое
мастерство:
сцендвижение,
этюды,
инсценировка
басен
И.
Крылова
Посещение
циркового
представления.
Анализ
отдельных цирковых номеров

15

Сценическое мастерство.

16

Жонглирование.
Освоение
техники
жонглирования
тремя мячами.

17

Акробатика:
мост
из
положения лежа, стоя, стойки
на руках, кувырки

18

Зачет по жонглированию и
акробатике.Жонглирование с
двумя мячами левой и правой
рукой

19

Зачет
по
акробатике:
кувырки,
стойки, мосты,
шпагат
Сценическое
мастерство.
Разучивание
небольших
монологов

20

и
проведения
исследование
используются ли
приемы из
классического танца в цирковом
искусстве.
Работа с воображением и постановка
этюдов с использованием текста и
басен.

21

Ритмическая гимнастика с
элементами
русского
народного танца

22

Сценическое
мастерство.
Сцендвижение, этюды

Поездка в Москву на цирковой
спектакль
с
последующим
обсуждением и анализом технической
стороны представления.
Работа с воображением и постановка
этюдов с использованием изученных
акробатических элементов.
Изучение
разных
приемов
жонглирования с использованием
трех мячей. Упражнение для развития
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Работа над техникой исполнения этих
элементов с простыми подводящими
упражнениями для качественного
исполнения данных элементов.
Подготовка к зачету и его проведение.
Выполнения норматива по переброске
двумя
мячами
и
исполнения
подготовленного этюда.
Подготовка к зачету и его проведение.
Работа с воображением и постановка
этюдов с использованием монологов
персонажей из детских любимых книг
занимающихся.
Изучение основ русского народного
танца и проведения исследования
можно ли использовать элементы из
русского народного танца в цирковом
искусстве.
Работа с воображением, поиск
образов
и постановка этюдов с
использованием
изученных
акробатических элементов.
9

23

24

Индивидуальная
работа.
Устойчивость на месте, по
кругу, зиг-загом, езда на
моноцикле
Жонглирование
тремя
предметами: мячами

25

Акробатика.
Курбеты,
переворот вперед, колесо

26

Ритмическая гимнастика

27

Акробатика.
Колесо,
переворот вперед, переворот
назад, рондад

28

Жонглирование
предметами: мячами.

29

Индивидуальная
работа.
Продолжаем
отрабатывать
технику езды на моноцикле.
Ритмическая гимнастика с
элементами восточного танца

30

Упражнение
моноцикла.

Сценическое
мастерство.
Сцендвижение.
Этюды,
упражнения на внимание

32

Акробатика: колесо на одной
руке, рондад, фордершпрунг
оттачивание
техники
исполнения

33

Жонглирование.

использованием

Изучение
разных
приемов
жонглирования с использованием
трех мячей. Упражнение для развития
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Работа над техникой исполнения этих
элементов с простыми подводящими
упражнениями для качественного
исполнения данных элементов.

Отработка ритмических комбинаций
под музыку
Работа над техникой исполнения этих
элементов с простыми подводящими
упражнениями для качественного
исполнения данных элементов.
Изучение
разных
приемов
жонглирования с использованием
трех мячей. Упражнение для развития
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Упражнение
с
использованием
моноцикла.

тремя

31

с

Отработка ритмических комбинаций
под музыку. Отработка элементов из
восточного танца.
Работа с воображением, поиск
образов
и постановка этюдов с
использованием
изученных
акробатических элементов.
Работа над техникой исполнения этих
элементов с простыми подводящими
упражнениями для качественного
исполнения данных элементов.
Изучение
разных
приемов
10

34

Жонглирование
мячами.

четырьмя

Посещение
представления

циркового

жонглирования с использованием
трех мячей. Упражнение для развития
мелкой моторике и увеличение
чувствительности кисти. Постановка
этюдов с использованием реквизита
для жонглирования.
Поездка в Москву на цирковое
представление.
С
последующим
обсуждением
по
технике
и
эстетической составляющей.

Обеспечение программы
Материальная база:
-

спортивный зал
инвентарь для жонглирования ( мячи)
гимнастические маты
Ожидаемые результаты

-

улучшение и развитие физического здоровья;
повышение культурного уровня подростка;
привитие любви к цирку;
привлечение к работе в цирковом кружке как можно больше ребят.
Список литературы

1. Н. Сиренко "Цирк" «Самодеятельный театр» № 14 , М., 1996
2. Л. Шляпин "Цирк любителей" «Самодеятельный театр» № 24, М., 1997
3. С. Непинский «На манеже цирка – артист», «В помощь художественной
самодеятельности», 1998
4. Маленькая энциклопедия «Цирк», 2001
5. Е. Кузнецов «Цирк» , Просвещение, М.,2001
6. А. Шляпин "Гимнастика", ФиС, К,.2002
7. В.П. Коркии, В.И. Аракчеев «Акробатика», 1999
8. В.П. Коркин «Начинайте с акробатики» , 2001
9. Д. Коренберг «Маленькие секреты гимнастики», ФиС, К,.2004
10. В.И. Дикуль, А.А. Зиновьев «Как стать сильным» , 1988
11/Д .С .Альперов « На арене старого цирка».
12. З.Б.Гуревич « О жанрах советского цирка». М. 2007
13 . Ю.А . Дмитриев « Искусство цирка» . М . 2004 .
14 . Цирковое искусство России . Изд . « Большая российская энциклопедия» 2000.
15 . З . Б . Гуревич « Эквилибр»
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».