08.11.2021
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Срок проведения итогового сочинения (изложения) |
Срок подачи заявления на участие в итоговом
сочинении (изложении) |
|
Основной срок |
1 декабря 2021 года |
не позднее 16 ноября 2021 года |
02 февраля 2022 года |
не позднее 18 января 2022 года |
|
4 мая 2022 года |
не позднее 19 апреля 2022 года |
01.04.2020
Приказ министерства образования и науки Калужской области от 19.02.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калужской области"
01.04.2020
Приказ министерства образования и науки Калужской области от 12.11.2019 № 1790 "О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Калужской области от 19.02.2018 № 196 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калужской области"
20.11.2020
Приказ Минобрнауки Калужской области от 29.10.2020 г. № 1366
«О внесении изменений в приказ Минобрнауки Калужской области от 19.02.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на
территории Калужской области» (в редакции приказа Минобонауки Калужской области
от 12.11.2019 № 1790)
30.12.2020
Приказ Минпросвещения России №665, Рособрнадзора №1156 от 24.11.2020 г. "Об особенностях проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 уч. г. в части проведения итогового сочинения (изложения)"
30.12.2020
Приказ Минобрнауки Калужской области от 30.11.2020 г. № 1534 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/2021 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)"
29.10.2021
01.04.2021
Приказ Минпросвещения
России №88, Рособрнадзора №245 от 05.03.2021 г. «О
внесении изменений в пункт 1 приказа Минпросвещения России №665,
Рособрнадзора №1156 от 24.11.2020 г. "Об особенностях проведения ГИА по образовательным
программам среднего общего образования в 2020/21 уч. г. в части
проведения итогового сочинения (изложения)"
30.11.2021
11.11.2021
Положение О порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 11 классе по общеобразовательным программам среднего общего образования
МОУ «СОШ №3 г.Балабаново» в 2021-2022 учебном году