Программа ДО Игровая экология

1. Пояснительная записка.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в
становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании»,
принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы
непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для
поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Данная программа «Игровая экология» составлена на основе авторской программы
дополнительного образования эколого-биологической и учебно-образовательной
направленности с практической ориентацией (авторы-составители: Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева) – Волгоград: «Учитель», 2014.
Программа предназначена для младших школьников, имеет экологобиологическую направленность с практической ориентацией, что позволит полнее
реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента
«Окружающий мир», обеспечить более надёжные основы экологической ответственности
младших школьников.
Направленность
Программа « Игровая экология» предназначена для организации внеурочной
деятельности экологического содержания в начальной школе. Данная программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также основной
образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с
учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и
психологические особенности младшего школьника.
Новизна
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников
наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание
курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт,
моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует
в своей практической деятельности.
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена отсутствием в теории и практике
экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период
обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью.
Одной из главных целей образовательного учреждения является создание социальной
ситуации
развития
ребенка,
обеспечивающей
формирование
полноценного
экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой
характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с
окружающим социальным и природным миром. Программа «Игровая экология» является
эффективным средством реализации этой цели в начальной школе.
Цель программы:
формирование ценностного отношения младших школьников к природе, ее
целостное восприятие; воспитание основ экологической ответственности как важнейшего
компонента экологической культуры.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Задачи программы:
развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего
мира;
формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической
системе;
изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных способах (формах) познания природы
(искусство, религия, наука);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Возраст учащихся -7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы занятий: беседа, творческое и исследовательское задание,
экскурсия, акция

2. Планируемые результаты освоения курса/ предмета
Использование программы «Игровая экология» для организации занятий во
внеурочной деятельности позволит достичь следующих результатов:
личностных:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными
средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
метапредметных:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить
самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для
детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения:
поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания
информации, представленной в различной знаковой форме: в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
предметных:

- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших
направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как
важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и
неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения
в природной и социоприродной среде;
- овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на
пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы
и искусства;
- получение элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его
эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, минисочинений.

3.Тематический план.
Наименование раздела
Что такое экология.
Мой дом за окном.
Воздух и здоровье.
Я и моё окружение.
Вода – источник жизни.
Мой край.
Солнце и свет в нашей
жизни.
Итоговое занятие
Всего

Теория
1
1
3
2
2
11
2

Практика
2
1
3
2
2
-

Всего часов
1
3
4
5
4
13
2

23

1
10

1
33

4.Содержание курса предмета.
1. Что
такое
экология
2. Мой
дом за
окном

3.Воздух
и
здоровье
человека

Дуб и всё вокруг
него.

Знакомство детей с целями и
задачами кружка, правилами
поведения при проведении
практических работ.
Дуб и всё вокруг него.
Сентябрь – ранняя Расширить представление детей об
осень.
осени как времени года и о признаках
ранней осени: расположение солнца
над горизонтом, продолжительность
светового дня, характерные осадки,
температура воздуха; живое в
природе – желтеют листья
(изменяется окраска), созревают
плоды, птицы и звери готовятся к
зиме.
Свойства воздуха. Зачем нужен
воздух? Воздух, которым мы дышим.
Чистый и загрязнённый воздух.
Какие загрязнители воздуха есть в
помещении?
Что нужно делать, чтобы воздух был
чистым?
Загрязнение атмосферы.
Болезни органов дыхания. Что
делать, чтобы не болеть?
Вред табачного дыма.
Знакомство с комплексом
дыхательной гимнастики.
Птицы нашего
Знакомство детей с многообразием
двора.
птиц, выделением их существенных
и отличительных признаков.
Среда обитания птиц (лес, птичник,
водоём).
Перелётные птицы. Зимующие
птицы.
Замечательные птицы: о самых
маленьких (колибри); самых крупных
(страус, пингвин, индюк); самых
быстрых и т.д.
Птицы нашего двора.
Птицы – наши
Значение птиц в жизни человека.
помощники.

Беседа
Рассказ

Акция «Не жгите
осенние листья!»

Беседа

4.Я и моё Комнатные
окружени растения в
е
квартире, классе.

Почему нельзя жечь осенние листья?
Конкурс рисунков-листовок.
Познавательное, эстетическое и
гигиеническое значение, правила
расстановки комнатных растений с
учётом приспособленности к
условиям существования.
Знакомство с комнатными

Экскурсия
Наблюдения за
сезонными
явлениями

Опыт
Наблюдение
вдоха и выдоха
воздуха
Беседа
Игра с
воздушными
шариками
Беседа
Рассказ
Сказки – шутки
Игра «Где живёт
птичка»

Беседа, Сказки –
шутки

Практическое
занятие «Уход за
комнатными
растениями».

Практическое
занятие
«Маленький
огород на
подоконнике».
Животные в доме.

5.Вода –
источник
жизни

Вода в моём доме
и в природе.

Вода в жизни
растений и
животных.

Акция «Поможем
птицам».
Практическое
занятие
«Изготовление
кормушек».
Декабрь –
Студенец
Акция «Ёлочка,
живи!»

растениями класса. Оценка условий
жизни и роста растений:
освещённость, частота полива.
Уход за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений.
Формовка крон и обрезка.
Распределение обязанностей по
уходу за комнатными растениями. Их
выполнение. Наблюдение изменений,
произошедших после произведённых
работ.
Подготовка семян к посеву.
Подготовка почвы. Посадка луковиц
лука, гороха.
Проращивание почек на срезанных
веточках тополя, сирени.
Знакомство с домашними
животными. Цель содержания
животных.
Кошка и собака – друзья человека.
Как ухаживать за кошкой и собакой?
Соблюдение требований гигиены и
правил безопасности при содержании
животных.
Клопы, тараканы, моль – меры
предупреждения их появления.
Откуда поступает вода в дом, на
какие нужды расходуется, куда
удаляется?
Вода, которую мы пьём. Вода сырая,
загрязнённая, кипячёная.
Сколько стоит вода? Почему её надо
экономить?
Как можно экономить воду?
Как вода влияет на жизнь растений?
Опыт по влиянию полива на
состояние комнатных растений.
Как вода влияет на жизнь животного
мира?
Как животные заботятся о чистоте?
Помощь птицам в трудные времена.
Какие кормушки можно соорудить
для подкормки птиц зимой.
Изготовление кормушек.
Наблюдение за птицами и их
подкармливание.
Экскурсия в парк «Здравствуй,
зимушка-зима».
Выпуск рисунков-листовок.

Беседа
Опыт по очистке
воды
Игры с водой
Опыт по влиянию
полива на
состояние
комнатных
растений
Беседа,
Наблюдение
Изготовление
кормушек

Наблюдения,
практикум

Вода и здоровье
человека.
Личная гигиена.
Практическое
занятие
«Как
правильно
чистить зубы».

Мой край

Зачем человеку нужна вода? Как
поступает вода в организм человека,
куда расходуется, как выделяется из
организма?
Водные процедуры, закаливание
водой.
Сравнение
температуры
воды.
Градусник
для
измерения
температуры воды.
Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Растительный мир Многообразие растений области.
родного края.
Основные
экогруппы
(растения
степи, поля, леса, луга).
Растения рядом.
Практическая работа по изучению
растений пришкольного участка.
Игра
«Угадай
растение
по
описанию».

Беседа

Рассказ
Беседа

Экскурсия
Практикум
«Выявление
повреждений
деревьев»
Где мы растём и Расширить представления о разных Рассказ учителя
почему?
средах обитания растений.
Приспособленнос Работа с гербариями.
Практическая
ть растений к
работа
разным
средам
обитания.
Животный
мир Многообразие животных области.
Беседа
родного края.
Особенности
жизни
животных
области.
Наблюдение
Где и как зимуют Где зимуют насекомые? Как?
Рассказ учителя
насекомые?
Как размножаются насекомые?
Беседа
Многообразие
Колючки и угрозы.
Рассказ учителя,
защитных средств
Беседа
у
растений
и
животных.
Лесные
Доктора леса.
Рассказ учителя,
Айболиты.
Беседа
«Живые
О
растениях
и
животных, Рассказ учителя,
барометры».
предсказывающих погоду.
Беседа
Исчезающие
Знакомство
с
окружающими Беседа, Диалог
растения
и растениями и животными родного
животные
края, их уникальное значение и
родного края.
необходимость соблюдения правил
поведения с ними.
Причины
исчезновения
их
и
необходимость
защиты
каждым
человеком.
Красная книга Ярославской области.
Экскурсия в парк Наблюдение за набуханием почек на Экскурсия
«Весна
в деревьях и веточках в классе и
природе».
природе.
Наблюдение
Акция
Взаимосвязь света и тепла, их

«Первоцветы».

Викторина «Мой
край».
Солнце и Солнце
и
свет
в волшебная радуга.
нашей
жизни
Откуда приходит
свет и тепло в мой
дом.

Итоговое
занятие

Телевизор
и
компьютер в моём
доме.
Экологическая
игра «Мир вокруг
нас».

взаимодействие на растения, природу
в целом.
Первоцветы, их признаки.
Охрана раннецветущих растений.
Конкурс рисунков.
Викторина по теме: «Мой край»
(растения и животные Калужского
края).
Семь цветов радуги.
Солнце и его лучи – мастера
раскрашивания.
Знакомство
с
ТЭЦ,
АЭС,
газопроводами, их влияние на
экологическое состояние планеты.
Экономия света и тепла (дома и в
школе).
Телевизор и компьютер, их влияние
на окружающих, режим работы,
правила просмотра.
Проведение экологической игры.

Беседа

Беседа
Рассказ учителя
Беседа
Беседа

Диалогическая
беседа
Игра

5. Методическое обеспечение.
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Мультимедийный проектор
2. Учебно – практическое оборудование
- Простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и
простой, линейка, ластик
-Материалы: тетради, бумага писчая
- Гербарии, коллекции
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
4. Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
индивидуально-групповая;
групповая (или в парах);
фронтальная;
экскурсия;
групповые или индивидуальные консультации с преподавателем;
выставка.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично поисковый или эвристический; исследовательский.

6.Список литературы:

«Юный эколог». 1-4 кл. Программа кружка. / Авторы-составители: Ю.Н.
Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – М.: «Просвещение».
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики. (Книга для учащихся начальной школы). – М., «Просвещение»,
2005.
Кощеева Е.Л., Хамидуллина Л.А., Прохорова В.В. Путешествия в мир природы:
Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. – М.: АРКТИ,
2009.
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3
классы. – М.: «Планета», 2010.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – М., АРКТИ, 2008.
Танасийчук В.Н. Энтомология в картинках. – Петрозаводск, «Кругозор», 1996.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные интегрированные
уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Крутецкая В.А. Окружающий мир. 2-4 классы. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2009.
Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». – М., «Просвещение»,
2007.
Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.,
«Просвещение», 2005.
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2000.
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далёкие. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательский дом «Фёдоров», 2002.
Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как
животные защищаются. – М.: Детская литература, 2003.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. – М.: ООО «Издательство АСТЛТД»
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО «Издательство АСТЛТД»
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в лесу. – Ярославль: Академия развития,
2003.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в воде (река, озеро). – Ярославль:
Академия развития, 2003.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Человек. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Кто живёт в России. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Азии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Африке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Америке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Австралии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт на полюсе. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007

Календарно-тематическое планирование
№

1

Раздел
Что такое
экология.
Мой дом
за окном.

Тема
Дуб и всё вокруг него.

Экскурсия «Сентябрь – ранняя осень».
(Осень как время года. Признаки ранней осени).
3
Экскурсия «Сентябрь – ранняя осень».
4
Осень как время года. Признаки ранней осени.
5 Воздух и
Акция «Не жгите осенние листья!»
6 здоровье
Деревья твоего двора.
7 человека.
Птицы нашего двора.
8
Птицы – наши помощники.
9 Я и моё
Комнатные растения в квартире, классе.
10 окружение. Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями».
11
Практическое занятие «Маленький огород на
подоконнике».
Животные в доме.
12
Конкурс рисунков «Мой
четвероногий друг».
13
Акция «Помоги птицам».
Практическое занятие «Изготовление
кормушек».
14 Вода –
Вода в моём доме и в природе.
15 источник
Вода в жизни растений и животных.
16 жизни.
Вода и здоровье человека.
Личная гигиена.
Пр.р.: «Как правильно чистить зубы».
17
Акция «Ёлочка, живи!»
18 Мой край. Растительный мир родного края.
19
Растения рядом.
Практическая работа по изучению растений
пришкольного участка.
20
Экскурсия в зимний парк «Январь – Просинец».
21
Где мы растём и почему?
Приспособленность растений к разным средам
обитания.
22
Животный мир родного края.
23
Где и как зимуют насекомые?
24
Многообразие защитных средств у растений и
животных.
25
Лесные Айболиты.
26
Викторина «Мой край».
27
Праздник птиц.
28
«Живые барометры».
29
Исчезающие растения и животные родного
края.
30
Экскурсия в парк «Весна в природе».
2

Дата
По плану
По
факту
2.09.2021
09.09.2021
16.09.2021
23.09.2021
30.09.2021
7.10.2021
14.10.2021
21.10.2021
28.10.2021
11.11.2021
18.11.2021

25.11.2021
2.12.2021

9.12.2021
16.12.2021
23.12.2021

13.01.2022
20.01.2022
27.01.2022

3.02.2022
10.02.2022

17.02.2022
3.03.2022
10.03.2022
17.03.2022
31.03.2022
7.04.2022
14.04.2022
21.04.2022
28.04.2022

31 Солнце и
32 свет в
нашей
жизни.
33 Итоговое
занятие

Акция «Первоцветы».
Солнце и волшебная радуга.
Откуда приходит свет и тепло в мой дом.
Телевизор и компьютер в моём доме.

12.05.2022
19.05.2022

Экологическая игра «Мир вокруг нас».

26.05.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(484) 382-12-72, +7(484) 382-34-46, +7(484) 386-23-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».