Технология 1-4 класс
Аннотация к рабочей
программе предмета «Технология»
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени
образования.
Представленный курс закладывает основы технологического образования,
которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной
художественно-творческой деятельности, основанной на образцах
духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми
технологии ручной обработки доступных
материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной
жизни современного человека.
Практико-ориентированная направленность
содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует
знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение),
и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика,
что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт
уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в
элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения,
заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе
добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной
творческой идеи, воплощённой в материальном виде).
Возможность
создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах
обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для
социальной адаптации в целом.
Цель изучения курса технологии — развитие социально
значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное,
активность, инициативность,
самостоятельность, самоуважение и
самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной
и творческой деятельности в процессе формирования элементарных
конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие
любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции
своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира
материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и
достижений, творческой самореализации на основе организации
предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных
конструкторско-технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и
пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на
основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его
преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого
мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры
деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения
действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана
деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных
действий;
— развитие коммуникативной компетентности
младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том
числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей
возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями
передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования
компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге
библиотеки.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по
своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные
взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
• с изобразительным искусством —
использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм
и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна;
• с математикой — моделирование
(преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по
модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение
расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с
геометрическими формами, телами, именованными числами;
• с окружающим миром — рассмотрение и
анализ природных форм и конструкций как универсального источника
инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом
экологических проблем, деятельности человека как создателя
материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
• с родным языком — развитие устной речи
на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов
учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов
их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,
формулировании выводов);
• с литературным чтением — работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной
информации из деловых статей и текстов.