история 10-11 класс
Аннотация
к рабочей программе
по учебному предмету «История» 10-11 класс
Рабочая
программа по истории в 10 -11 классах составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, основной образовательной
программы основного среднего образования школы и рабочих программ по «Истории России» под редакцией А.В. Торкунова и всеобщей истории А.А. Вигасин, О.С.
Сороко–Цюпы.
Историческое образование на ступени среднего общего
образования способствует формированию систематизированных знаний об
историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую
роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики
общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных,
социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней
школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью
воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения,
оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа
содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при
этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой
инициативы учителей.
Интегративная
цель изучения курса истории состоит в
овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об
историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном
опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного
мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития
ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель
реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и
личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах,
явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно
ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой,
приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической
науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками
информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального
осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями,
готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного,
мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний
для анализа современного положения, формирования способов адаптации к
социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
В основу программы структурно заложено два курса«История» - всеобщей (Новейшей XХ-XXI века)
истории и истории России (1914-2019 гг.) и изучается на ступени среднего общего
образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю.
Курс рассчитан
на 34 учебные недели, 68 часов в год. Обучение проводится синхронно, поскольку
события мировой и отечественной истории связанны друг с другом тесным образом.
при этом на Всеобщую историю (XX в. – начало XXI вв.) выделятся не менее 24 часа, на Историю России (XX – начало XXI вв., включая
региональный компонент) не менее 44 часов
Программа
позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования:
Планируемые
образовательные результаты освоения предмета обучающимися.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны,
члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в
соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к
культурному и историческому наследию через понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их
культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в
процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения
диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а
также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия
в социальном общении;
- осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и
навыки:
- способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для
себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
- овладение умениями работать с учебной и
внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и
т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения
познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать
ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения
при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад
всех участников в общий результат;
- активно применять знания и приобретённые
умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно
взаимодействовать с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме;
- критически оценивать достоверность информации
(с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и
второстепенную.
Предметные результаты:
- определение исторических процессов, событий во
времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие,
век);
- установление синхронистических связей истории Росии
и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и
таблиц;
- применение
понятийного аппарата и приемов
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- овладение элементарными представлениями о
закономерностях развития человеческого общества;
- использование знаний о территории и границах,
географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом
процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты
как источника информации;
- описание условий существования, основных
занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей
истории;
- понимание взаимосвязи между природными и
социальными явлениями;
- высказывание суждений о значении исторического
и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт форм
государственного устройства современных государств, положения основных групп
общества, религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида
информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в исторических
документах;
- использование приёмов исторического анализа;
- понимание важности для достоверного изучения
прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной
работы с этими источниками;
- оценивание поступков, человеческих качеств на
основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических
ценностных ориентаций, установок;
- сопоставление (при помощи учителя) различных
версий и оценок исторических событий и личностей;
- систематизация информации в ходе проектной
деятельности;
- поиск и оформление материалов древней истории
своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний
исторических и культурных памятников на территории современной России;
- личностное осмысление социального, духовного,
нравственного опыта периода Российской империи;
- уважение к русской культуре и культуре других
народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов
России.