Астрономия 10 кл.
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Астрономия»
10 (11) класс
Рабочая программа по астрономии составлена в
соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
образовательного стандарта среднего общего образования. (ФК ГОС СОО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы;
примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской
программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы
программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.),
рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО
и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263;
Согласно
учебному плану МОУ «СОШ № г.Балабаново»
предмет астрономия относится к области естественных наук и на его изучение в 10
классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Уровень обучения -
базовый.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая
система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения
планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник,
звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год,
астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной
атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца
относительно центра Галактики;
2.
Уметь
- приводить примеры:
роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в
астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю;
- описывать и объяснять:
различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы
Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость",
физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать
особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет
Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных
тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе
основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая
Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе:
Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать
компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую
дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат
знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.