Литературное чтение 1-4 класс
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа составлена в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, с основной образовательной программой
начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает
интерес
к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому
воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на
достижение следующих целей:
- овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком
в системе образования младших школьников;
- совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
- формирование
читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
- развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
- обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы;
- формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка
чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в
книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В
процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение,
строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами
текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Основными задачами курса
являются:
- развивать
у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить
школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать
умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно
ассоциативное мышление;
- развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать
нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения,
осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
- обогащать
чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать
эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;
- формировать
потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному
литературному творчеству;
- создавать
условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять
кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребёнка;
- обеспечивать
развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать
с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.