Музыка 1-4 класс
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Музыка»
Программа по курсу «Музыка» для 1—4 классов
начальной школы общеобразовательных организаций разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального общего образования, примерными программами и основными положениями
художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы
авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные
особенности младших школьников.
В программе нашли отражение изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций,
потребности педагогов-музыкантов в обновлении
содержания
и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и
воспитания — формирование музыкальной культуры как
неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает
интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего
поколения.
Задачи музыкального образования младших
школьников:
•
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во
всём многообразии его форм и жанров;
•
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
•
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов
мировой
музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
•
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта
музицирования,
хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Содержание программы базируется на
художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении
младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков
(золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в
данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и
образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению
народного художника России
Б.
М. Неменского, что будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных
ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства
народа.
При
этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в
контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального
фольклора как
синкретичного
искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории,
отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает
изучение
основных
фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных
форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в
программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт
возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей
возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в
окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно-временную природу музыки, её
жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой
и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от
достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в
данную программу — художественная ценность музыкальных произведений, их
воспитательная значимость и педагогическая целесообразность — заимствованы из
концепции Д. Б. Кабалевского.
Основными методическими принципами
программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора — исполнителя
— слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную
музыкальную культуру.