Основная образовательная программа среднего общего образования (ФГОС)
Описание образовательной программы
Аннотация
к
основной образовательной программе среднего общего
образования
Основная образовательная программа среднего
общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3
г.Балабаново» разработана на основе ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании в РФ» и
федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО) коллективом
педагогов, родителей обучающихся старших классов.
Целями реализации основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием
здоровья.
Достижение поставленных целей при
разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной
программы среднего общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего
общего образования;
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования;
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего
общего образования в объеме основной образовательной программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный
план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей,
дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все
учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также
внеурочную деятельность;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание
значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе
через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную
программу;
обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
развитие государственно-общественного управления в образовании;
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
создание условий для развития и
самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный
подход, который предполагает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Основная образовательная
программа ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный
критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития
творческого потенциала личности.
Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом
психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет.
Основная образовательная
программа сформирована с учетом принципа демократизации, который обеспечивает
формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной
ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного
управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа
сформирована в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с учетом индивидуальных
особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения
обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной
социализации.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Основная
образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме
выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема
образовательной программы среднего общего образования.
В целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной
программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе внеурочная
деятельность.
Организация
образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего
общего образования основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов
всех предметных областей основной образовательной программы среднего
общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное
обучение) основной образовательной программы среднего общего
образования
Общие подходы к
организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в
себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных
объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение
учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности
предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в
распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих
коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется
профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический,
технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на
отдельные элементы внеурочной деятельности определяется с учетом
особенностей образовательных организаций и запросу участников
образовательного процесса.